История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Помощь в управлении: консультанты по менеджменту

Значение помощи консультантов по менеджменту

Предоставление рекомендаций управленческому персоналу по вопросам менеджмента превратилось в отрасль экономики с годовым оборотом 87 млрд. долл. Консультирование по менеджменту является неблагодарной профессией, так как существует большой разброс мнений в отношении ценности сторонних консультантов. Например, предприниматели часто недовольны работой консультантов. Обычно критика звучит примерно так:

"В большинстве случаев консультанты просто не решают проблем. Они могут обладать высокой квалификацией и давать бесконечные технические советы, но не могут объяснить, каким образом применить технические знания на практике. Довольно часто мне приходилось снимать пиджак и работать с такими ребятами, давая им больше разъяснений по поводу наших проблем, чем они мне своих технических знаний"8.

Одной из основных обязанностей совета директоров является выбор должностных лиц способных успешно руководить предприятием

Пример 10.7

Роль совета директоров

Если клиенты жалуются на консультантов, то консультанты жалуются на то, что клиенты слишком долго ждут, перед тем как обратиться за помощью, и требуют непосредственного руководства вместо беспристрастного анализа мучающих их проблем.

Однако несмотря на недовольство с обеих сторон, консультирование по менеджменту продолжает процветать. Возможно, наилучшим подтверждением его признания является быстрый рост доходов в этой отрасли. Как отметил С.Норткот Паркинсон, "должен быть очень большой спрос на экспертов по эффективности, если их предложение столь велико"9.

Что следует делать предпринимателям, чтобы полностью оправдать свои затраты на привлечение консультантов? Во-первых, они должны точно знать, чего они хотят. Чем точнее сформулированы их вопросы, тем более удовлетворительные ответы они получат. Вместо того чтобы задавать вопросы общего плана, например: "Какой способ рекламы мне следует использовать, чтобы привлечь покупателей?", они должны задавать точно сформулированные вопросы типа:

Кто мои покупатели? Где они находятся? В отчетах о каких переписях?

Как они производят покупки? По каким ценам? В каких количествах?

Что их мотивирует при покупках?

Поиск нужных консультантов

Каким образом предприниматели проверяют надежность консультантов, если рекомендательные письма обычно бесполезны? Только крупные фирмы обладают устойчивой репутацией, однако высокие гонорары не позволяют большинству предпринимателей пользоваться их услугами. В отличие от медицины и юриспруденции консультирование по менеджменту не считается профессией. На практике любой человек, обладающий отпечатанными визитными карточками, может назвать себя волшебником в мире предпринимательства. Не существует закона, который требовал бы, например, обладания степенью магистра в области делового администрирования, пяти лет практической работы и сдачи всеобъемлющих экзаменов, организуемых властями штата, чтобы стать практикующим консультантом.

Крупные фирмы сформировали группу под названием Ассоциация специалистов— консультантов по менеджменту (ACME), целью которой является повышение профессионального уровня консультантов. ACME предлагает, например, чтобы предприниматели избегали таких непрофессиональных подходов, как:

активное навязывание услуг с обещанием быстрого и гарантированного успеха;

предложение предварительных обзоров без подготовки и за фиксированную плату;

требование платы вперед;

предложение предоставлять консультации за низкую плату до получения результатов.

Несмотря на усилия ACME, консультированию еще предстоит пройти длинный путь, чтобы получить статус профессии. Поэтому предпринимателям следует проводить некоторые исследования своими силами, перед тем как выбрать консультанта. Они должны найти ответы на следующие вопросы:

Как долго консультационная фирма занимается своей деятельностью?

Каково прошлое ее консультантов?

Какие предприниматели пользовались услугами фирмы?

Что могут эти предприниматели сказать о качестве работы фирмы?

Обладает ли фирма опытом, применимым к проблемам предпринимателя?

Информацию о консультантах можно получить в торговых палатах, у профессоров колледжей и предпринимателей, пользовавшихся услугами консультантов.