История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Цели бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — это не самоцель, и он не должен быть таковым, как склонны считать некоторые предприниматели. На самом деле он служит другим целям, а именно:

помогает в решении финансовых проблем;

помогает использовать имеющиеся возможности;

помогает в планировании деятельности предприятия;

позволяет быть в курсе текущей деятельности предприятия.

Все эти цели вместе составляют планирование и контроль, которые обсуждаются в следующей главе. Любая система бухгалтерского учета должна помочь предпринимателю найти ответ на два ключевых вопроса:

Прибыльно ли мое предприятие? Если ответ отрицателен, предприниматель должен выяснить причины и что-либо предпринять. И даже если его предприятие приносит прибыль, он должен выяснить, так ли она высока, какой должна быть, и какая часть предприятия наиболее прибыльна.

Какова ценность моего предприятия? Предприниматели и акционеры вкладывают в него свои средства в надежде получить некоторую прибыль, поэтому я должен знать, растут или снижаются акции моего предприятия и почему это происходит.

Ответы на эти и другие вопросы можно получить только после того, как бухгалтеры сопоставят два наиболее важных финансовых отчета: отчет о прибылях и убытках (американское название — отчет о прибылях и убытках) и балансовый отчет.

Системы бухгалтерского учета

Предприниматель может выбрать одну из двух систем финансового учета — кассовую систему (cash system) и учет методом начислений (accrual system). Очень мелкий бизнес, как, например, ларек по продаже "хотдогов", скорее всего, будет пользоваться кассовой системой учета для записей и составления финансовых отчетов. В более крупном и сложном бизнесе, например в дилерской автомобильной фирме, должна использоваться система учета методом начислений.

В кассовой системе бухгалтерского учета доход от продаж учитывается только в период получения денежной суммы. Аналогично

расходы вычитаются из суммы доходов от продаж только тогда, когда выплачена соответствующая денежная сумма.

В системе учета методом начислений доходы от продаж отмечаются независимо от того, когда были получены наличные. Например, дилер признает факт продажи автомобиля в момент его поставки покупателю, а не тогда, когда за него получены деньги. Операционные расходы учитываются точно таким же образом — они признаются в период, к которому они относятся, а не тогда, когда предприниматель выписал чек. Например, расходы признаются автомобильным дилером в момент, когда ему был продан автомобиль, а не тогда, когда он заплатил производителю.

Учет методом начислений в общем является более эффективным, так как позволяет более точно учитывать финансовую деятельность, уделяя особое внимание доходам от продаж и операционным затратам.

Финансовые отчеты: отчет о прибылях и убытках

Заключение о текущей деятельности предприятия

Отчет о прибылях и убытках говорит предпринимателю о том, насколько успешно функционирует данное предприятие, т.е. является ли оно прибыльным. Отчет о прибылях и убытках предприятия должен составляться если не ежемесячно, то хотя бы один раз в три месяца.

Как выглядит этот отчет? Простейшая его форма представлена в примере 11.2. Обратите внимание на то, что прибыль в этом примере образуется после вычета операционных расходов из доходов от продаж и является чистой разницей между двумя противоположными денежными потоками:

притоком денежной массы в предприятие в результате продажи продукции клиентам за наличные или в кредит (этот приток называется обычно доходами от продат/с) и

оттоком денежной массы из предприятия в результате затрат, связанных с осуществлением этих продаж (называемый обычно операционными расходами).

Данная форма отчета характерна только для предприятий, работающих в сфере услуг и не производящих продукцию. Для других групп предприятий (промышленность и оптовая или розничная торговля) отчет о прибылях и убытках должен содержать статью, называемую себестоимость реализованной продукции (см . пример 11.3).

Пример 11.2

"Компьютер сервисиз, инк.": годовой отчет на 31 декабря 1989 г. (в долл.)

Пример 11.3

"Атлас, инк.": годовой отчет о доходах на 31 декабря 1989 г. (в долл.)

Для розничных продавцов себестоимость реализованной продукции представляет главным образом сумму, которую они заплатили оптовым продавцам за продукцию, проданную затем покупателям. Для оптовых продавцов себестоимость реализованной продукции — это сумма, которую они заплатили производителям за продукцию, проданную затем розничным продавцам. Для производителей — это стоимость процесса превращения сырья в конечную продукцию плюс стоимость самого сырья.

В примере 11.4 показано различие денежных потоков в зависимости от того, с чем связана деятельность предприятий — с товарами или услугами.

Отчет о прибылях и убытках как инструмент финансового контроля

В любом бизнесе финансовый контроль — это просто средство, помогающее предпринимателям сверять текущую деятельность предприятия со своими целями. Следующий пример показывает, как отчет о прибылях и убытках может помочь предпринимателям осуществлять финансовый контроль.

Пример. В декабре 1988 г. женщина-предприниматель поставила перед собой цель — получить в 1989 г. прибыль 18 000 долл. при валовом доходе, равном 190 000 долл. Она запланировала себестоимость реализованной продукции и операционные расходы равными 114 000 и 58 000 долл. соответственно. Насколько успешно она действовала? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть на пример 11.5, в котором сравнивается фактическая деятельность предприятия с запланированной .

Выясняется, что предприниматель работала неплохо. И прибыль, и доходы превзошли ее ожидания.

Отметим, что на этом примере можно проследить весь цикл финансового планирования и контроля. Предприниматель начала финансовый год, переведя свои планы в доллары (бюджет). Закончила год она тем, что оценила свою фактическую деятельность (отчет о прибылях и убытках), а затем сопоставила ее со своими планами.

Такое сопоставление планируемой и фактической деятельности служит надежным критерием для предпринимателей и часто указывает на необходимость дополнительного анализа финансовой деятельности. В нашем примере предприниматель действовала успешно.

Пример 11.4

Основные финансовые потоки

Но если бы она получила прибыль ниже ожидаемой, это само по себе указало бы ей, что необходимо найти причины неудачи и немедленно что-то предпринять.

Вопросы финансового контроля более подробно обсуждаются в следующей главе.