История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Связь между активами и акционерным капиталом

Бухгалтеры обычно определяют бухгалтерский баланс как отчет с представлением активов на левой стороне, а обязательств и капитала (пассивов) — на правой. Это определение является точным, но не полным. Оно не отражает, к примеру, других показателей, содержащихся в балансовом отчете. Например:

правая сторона баланса (капитал) показывает, как предприниматели финансировали свои предприятия;

левая сторона баланса (активы) показывает, как предприниматель инвестировал доверенные ему средства.

Активы и капитал всегда равны в балансовом отчете, так как все активы предприятия должны быть кем-нибудь востребованы — инвесторами или кредиторами. Кроме того, в связи с тем, что общая сумма этих притязаний не может превышать итоговую сумму активов, всегда должно соблюдаться равенство:

Активы = Капитал.

Термин балансовый отчет является неудачным. При этом предполагается, что существует некоторый желательный баланс между активами и капиталом. Напротив, этот баланс ничего не говорит о финансовом благополучии предприятия, поэтому сегодня рекомендуется использовать такие термины, как отчет о позициях (соотношение между финансовыми активами — "длинная позиция" и обязательствами — "короткая позиция". — Прим. пер) или отчет о финансовом состоянии предприятия. Однако термин балансовый отчет настолько укоренился в наше время, что сегодня лишь немногие фирмы пользуются новыми терминами.

Финансовые отчеты: кассовый бюджет

Оценка движения денежной наличности

При всей важности отчета о прибылях и убытках и баланса они обладают одним существенным недостатком: мало говорят о характере движения денежных средств любого предприятия. Точнее говоря, отчет о прибылях и убытках оценивает результаты текущей деятельности предприятия за определенный период, а балансовый отчет оценивает активы, переносимые на будущий период, и капитал, вложенный в эти активы.

Тем не менее ни один из этих отчетов не дает оценки движения денежных средств. Этот факт ускользает от многих предпринимателей. Они считают, что, если их предприятие приносит прибыль, значит, оно финансово устойчиво. На самом деле это необязательно так. В действительности, даже в периоды высокой прибыльности предприятия предприниматели часто вынуждены срочно брать ссуды для оплаты своих счетов. То, с чем они при этом сталкиваются, звучит парадоксально: когда приходится платить по счетам, прибыль предприятия и его денежные средства в банке — не одно и то же. Следующий пример поможет объяснить этот парадокс.

Пример 11.14

Отчеты о прибылях и убытках оптового продавца (в долл.)

Пример. Женщина — оптовый продавец открывает свой бизнес 1 января, имея 15 000 долл. в виде товарно-материальных запасов и 24 000 долл. наличными. Она регулярно оплачивает свои векселя, а покупателям предоставляет векселя сроком на 30 дней, в течение которых они должны быть оплачены. Она также держит у себя материальные запасы на сумму, равную предполагаемому доходу от продаж в течение последующих 30 дней.

Месяц спустя оптовый продавец с гордостью смотрит на свой отчет о прибылях и убытках и говорит: "5000 долл. прибыли — это неплохо для начала!" Отчет о прибылях и убытках предприятия на январь вместе с планируемым отчетом на февраль показан в примере 11.14.

На следующий день оптовому продавцу звонят из банка и говорят, что у нее на счете нет денег. "Как же так? — восклицает она. — Я ведь в январе получила прибыль 5000 долл.! Почему же у меня теперь нет денег?"

Ответ состоит в том, что отсутствующие денежные средства связаны с материальными запасами и векселями, по которым ей должны заплатить клиенты. Покупатели должны ей 20 000 долл., и она включила эту сумму в начальные денежные средства для закупки товаров на 24 000 долл., ожидая получить от их продажи в феврале 32 000 долл., поэтому 5000 долл. оказались прибылью лишь на бумаге.

Как могла предприниматель в данном случае избежать этой проблемы с денежными средствами? Во-первых, она могла бы составить кассовый бюджет, как это уже обсуждалось в гл. 6 и 9, и спрогнозировать отток и приток денежных средств на предприятие. Кассовый бюджет отвечает на жизненно важный для предпринимателя вопрос: сможет ли она вовремя заплатить по векселям? Кассовый бюджет оптового продавца показан в примере 11.15.

При подготовке этой денежной сметы своевременно она увидела бы, что у нее к концу января могут кончиться деньги в банке, если она не займет дополнительные средства.

Пример 11.15

Кассовый бюджет оптового продавца (в долл.)

Урок, полученный в данном примере предпринимателем, состоит в том, что сумма средств от продаж необязательно может вернуться после продажи товаров, что вызовет утечку денежной наличности. В бухгалтерской терминологии такой лаг связан со счетами дебиторов (accounts receivable), или ожидаемыми поступлениями. Этот временной разрыв между денежными потоками может длиться недели и даже месяцы в зависимости от сроков кредита. Кассовый бюджет характеризует главным образом не объем продаж в любой данный момент времени, а то, насколько быстро предприниматель получает оплату за реализованную продукцию. Кроме того, имейте в виду, что у предпринимателя после получения денежных средств может возникнуть потребность снова вложить их в свое предприятие для создания новых материальных запасов.