История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Стержень проблемы движения денежной наличности

Счета дебиторов и товарно-материальные запасы составляют сердцевину проблемы движения денежной наличности. Они дополняются счетами кредиторов (accounts payable), т.е. суммой долга предпринимателей своим поставщикам, которую они необязательно должны заплатить именно сегодня. Разница в сумме и сроках оплаты между этими двумя статьями бюджета определяет, сколько денежных средств может иметь предприниматель в конкретный момент.

Амортизация (depreciation) — еще один параметр, усложняющий проблему движения денежных средств. Амортизация, относящаяся к статье безналичных расходов, связана с использованием таких долгосрочных активов, как здания и оборудование, стоимость которых растет с каждым годом по мере увеличения срока их полезной службы. Многие предприниматели ошибочно считают, что амортизация является источником денежных доходов. На самом же деле амортизация — это всего лишь "вентиль" С его помощью предприниматель регулирует ту часть денежных средств, полученных от реализации продукции, которая переходит в статью чистого дохода.

Пример 11.16

Наиболее важные для предпринимателя финансовые отчеты

Амортизация позволяет предпринимателю платить меньшие налоги, так как она снижает сумму чистого дохода. Однако если такой денежный поток отсутствует, амортизация остается всего лишь еще одной бухгалтерской статьей на бумаге.

Многие предприниматели управляют своими фирмами, не пользуясь кассовым бюджетом. Ведя каждую неделю борьбу за выживание и развитие своего предприятия, они тем не менее недооценивают важную роль бюджета и, более того, считают его ненужным в управлении. Тем не менее независимо от того, на какой срок составлен бюджет — на год или на пять лет, он может служить руководителю фирмы ориентиром. Как отмечает Администрация малого бизнеса:

"В простейшей форме кассовый бюджет представляет собой подробный план будущего движения денежных средств. В сочетании с планируемыми прибылями и убытками этот бюджет позволяет предпринимателю сравнивать результаты фактической финансовой деятельности со своими планами. Например, если расходы в результате обычной деятельности оказались выше запланированных, предприниматель может найти способы их сокращения; если клиенты не оплачивают счета в срок, предприниматель может сделать свою кредитную политику более жесткой"3.

В примере 11.16 кассовый бюджет сравнивается с отчетом о прибылях и убытках и балансом по вопросам, на которые может дать ответ каждый из них.