История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Книжный магазин ванессы

Ванесса Бриджес всегда хотела иметь собственный книжный магазин. Питая любовь к книгам с раннего детства, Бриджес мечтала разделить эту любовь с другими людьми. "Я уверена, что добьюсь успеха, если буду правильно выбирать книги и учитывать индивидуальные вкусы покупателей", — говорит Бриджес.

Проработав в книжном магазине четыре года, она приобрела большой практический опыт. Работая в магазине, она ознакомилась с принципами менеджмента малого бизнеса. Кроме того, она закончила курсы , прочитала много специальной литературы и беседовала с деловыми людьми.

Произведя приблизительное исследование рынка и составив примерный план предприятия, Бриджес арендовала для будущего магазина помещение площадью 1800 кв. футов в пригороде с населением более 25 000 жителей. Особенно ее привлекло то, что в данном районе был высокий процент образовательных учреждений и профессиональных служащих.

Завтра — первый рабочий день Бриджес. Чтобы открыть магазин, она уже затратила следующую сумму (в долл.):

Вопрос. Составьте начальный балансовый отчет, предполагая, что Бриджес и ее инвесторы приобрели обыкновенные акции на сумму 60 000 долл.

Закончился первый год работы магазина Бриджес. Она гордится своей деятельностью: "Общая сумма выручки от продаж — 188 000 долл. Неплохо для новичка! Расходы на продажу книг обошлись мне в 124 900 долл., а прочие расходы, включая и мое жалованье, составили 56 400 долл."

Планирование и контроль

При создании фирм предпринимателям приходится и размышлять, и действовать. Они размышляют, когда обдумывают последовательные этапы бизнес-плана, а действуют, когда осуществляют их. Каждый из этих этапов является неотъемлемой частью одного процесса. Обдумывание планов приводит к действиям; действия приводят к обдумыванию новых планов, а это, в свою очередь, к новым действиям — и так до тех пор, пока, наконец, не будет создано предприятие.

Этот круговой процесс, называемый планированием и контролем, играет такую же исключительно важную роль в финансовом благополучии предприятия после его создания, как и до начала его работы. В этой главе обсуждаются планирование и контроль уже работающего предприятия, и основное внимание уделяется решению таких задач, как проблемы роста, постановка целей, финансирование и использование графиков прибыльности, или безубыточности, предприятия (profitgraph, или breakeven chari).

Проблемы роста

Почти все без исключения предприниматели хотят, чтобы их предприятия развивались. Зачастую, однако, этот рост происходит по воле случая, так как предприниматель забывает об уроках, полученных им перед открытием дела, а именно о том, что планирование и контроль помогают удерживать предприятие на правильном пути. Одним из объяснений такой забывчивости является то, что планирование и контроль легко отложить на завтра, которое может и не наступить.

Некоторые предприниматели подобны скалолазу, который, забравшись на вершину горы, скатывается вниз. В их представлении планирование должно осуществляться только до, а не после создания предприятия. Неспособность продолжить планирование и после создания фирмы является одной из причин того, почему множество предприятий развиваются бессистемно, останавливаются в развитии или разоряются.

Четыре стадии роста

Новые фирмы редко стартуют, словно спринтеры на Олимпиаде. Обычно они начинают свою деятельность медленно, продвигаясь вперед черепашьим шагом. Например, предприниматель арендует фабричное помещение для производства уксуса. Не имея вначале ни одного контракта, он в первые месяцы ожидает "попутного ветра" Ему может понадобиться некоторое время для налаживания производства уксуса в соответствии с единым стандартом и низкими затратами. Может также потребоваться некоторое время на то, чтобы убедить потенциальных потребителей, особенно торговую сеть, покупать уксус вначале главным образом на пробу. Между тем объем продаж увеличивается медленно, а суммы выплат по векселям и заработной плате растут постоянно. До тех пор пока рынок не признает данный уксус, приток денежной наличности не сравняется с денежным оттоком, на это могут уйти месяцы.

Многие предприятия развиваются в основном в последовательности, показанной в примере 12.1. Однако обычно предпринимателям не удается так же успешно управлять своими фирмами на поздних стадиях их развития, как на более ранних стадиях. Как правило, лучше всего это удается на стадиях зарождения предприятия (рге -birth) и его признания на рынке (acceptance), хотя и на этих стадиях могут возникать препятствия для прогресса. На стадии признания предприниматели могут бороться за достижение безубыточности своего предприятия, выбрасывая на рынок уникальную продукцию. На этой стадии они настолько тесно связаны со своими фирмами, что могут быстро выявлять возникающие трудности и преодолевать их.

Затем следует стадия резкого роста предприятия (breakthrough). До этого момента рост предприятия был медленным, настолько медленным, что его трудно было заметить, однако в стадии "взросления" темпы развития предприятия могут стать настолько стремительными, что предприниматель не будет успевать справляться с ними. Застигнутые этим врасплох, многие предприниматели теряются. Доходы от продаж взмывают по спирали, и одновременно с этим начинают возникать проблемы, требующие немедленного разрешения. Эти проблемы могут быть связаны с :

Пример 12.1

Стадии роста предприятия

потоком денежной наличности — предприниматель должен знать, хватит ли у него денежных средств, когда придет время расплачиваться по векселям;

производством — удастся ли предпринимателю при низких производственных издержках сохранять высокое качество продукции;

качеством — сможет ли предприниматель удовлетворить все претензии покупателей, гарантируя высокое качество продукции, отвечающее стандартам;

поставкой — сможет ли предприниматель вовремя осуществить все поставки своим клиентам.

Наряду с этим может очень сильно возрасти конкуренция. Под давлением всех этих проблем предприниматели часто лишь реагируют на них, а не действуют. Они принимают решения, неадекватные этим проблемам. Когда доходы от продаж неожиданно начинают возрастать или сокращаться, предприниматели могут решить эту проблему, обратившись за помощью к таким специалистам, как бухгалтеры, аналитики по контролю за качеством или агенты по работе с покупателями. Благодаря этим специалистам и собственным усилиям стратегия предпринимателей вновь обретает гибкость, утраченную было в результате резкого роста предприятия, а цикл развития начинает опять повторяться, по мере того как предприятие проходит через стадию зрелости (maturity).

Проследим на примере, как предпринимателю удалось с помощью умелого планирования решить проблемы, связанные с быстрым ростом предприятия.

Пример. Если бы каждая преуспевающая компания по продаже компьютерных принадлежностей начинала так же, как корпорация Толграсс текнолоджиз", то многим бизнесменам в этой отрасли пришлось бы подыскивать себе другую работу. Для того чтобы создать свою компанию в Ленексе, шт. Канзас, Дэвид Аллен не пользовался каким-либо рисковым капиталом и не брал слишком большие ссуды в банке, и тем не менее сумма продаж его компании теперь превышает 20 млн. долл. в год. "Мы просто сами изыскали новые возможности", — говорит 36-летний бизнесмен.

Компании "Толграсс" пришлось решать проблему, связанную с ее быстрым ростом. Только за два года ежегодный объем продаж накопителей данных вырос с 1 млн. до 60 млн. долл.; при этом штат компании вырос с 14 до 280 служащих. "Такой стремительный успех уже не раз приводил к разорению вновь созданные предприятия, — комментирует Джеффри Тиммонс, профессор курса предпринимателей Бэбсон-колледжа, — неуправляемый рост предприятия часто может сыграть роковую роль в его судьбе"

Обычно неопытные предприниматели стараются как можно быстрее расширить производство, увеличить поставки и свою маркетинговую деятельность, однако при этом они оказываются не в состоянии управлять своим резко возросшим производством. "У них отсутствует адекватный контроль над материальными запасами или производством, — говорит Тиммонс. — Они слишком поздно осознают то, что их производственные расходы вышли из-под контроля и компания несет убытки"

Этого не случилось с компанией "Толграсс" Дэвид Аллен предусмотрительно постарался решить проблемы, связанные с движением денежной наличности, воз-