История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Предприниматель в роли менеджера

Быстро развивающиеся предприятия никающие у многих развивающихся фирм, покупая компьютерные компоненты в кредит на 45—60 суток и продавая их наложенным платежом (COD, cash on delivery— оплата в день доставки. — Прим. пер.). Розничные продавцы привыкли к такому виду оплаты 1 .

Некоторые предприниматели, правильно действующие в период создания предприятий и в период их "детства", менее успешно управляют своими фирмами в период их "взросления" Другие предприятия гибнут еще в "детском возрасте" Почему же одни предприятия разоряются, а другие действуют успешно? Одним из ответов на этот вопрос может быть то, что те качества предпринимателя, которые приводили к успеху в период "детства" его предприятия, могут оказаться бесполезными на стадии "взросления" предприятия. На этой стадии предприниматели должны уметь "менять мундиры" и попеременно выступать в роли и менеджеров, и предпринимателей:

окружая себя служащими, лучше разбирающимися во многих вопросах деятельности фирмы;

направляя навыки этих служащих на достижение большей эффективности производства;

шагая в ногу с современными методами менеджмента.

Однако, становясь менеджерами, они не должны забывать о своей склонности к предпринимательству. Напротив, они должны постоянно выискивать новые возможности развития фирмы, сохраняя при этом баланс между использованием этих возможностей и решением текущих проблем. В противном случае их предприятия будут иметь плохие перспективы дальнейшего развития.

Консалтинговая фирма по менеджменту "Маккинзи и ко ." провела исследование быстроразвивающихся фирм. Целями этого исследования были выявление характеристик подобных фирм и анализ методов менеджмента, применяемых преуспевающими фирмами для решения проблем роста. В процессе исследования сложности и объема производства было выяснено следующее:

Одним из наиболее важных и в то же время наиболее трудных организационных требований является степень участия предпринимателя в процессе роста его предприятия, которая, с одной стороны, зависит от индивидуального стиля и способностей предпринимателя, темпов возрастания сложности производства, а с другой стороны, имеет определенные закономерности.

Когда сложность производства невысока, его руководитель обычно знает бизнес в деталях и большую часть времени затрачивает на исполнение следующих основных функций:

увеличение капитала;

ведение важнейших счетов;

планирование производства новой продукции;

наем служащих и их подготовка.

По мере возрастания сложности производства количество функций и необходимых решений не укладывается в рамки рабочего времени предпринимателя, и он должен в большей степени полагаться на других служащих.

На этой стадии происходит важный сдвиг в расстановке акцентов. Предприниматель теперь должен больше времени уделять подбору, мотивации, размещению и оценке деятельности ключевых кадров. Кроме того, он большую часть рабочего времени должен уделять стратегическому планированию, внедрению новой продукции либо сокращению выпуска старой продукции или рынков, которые стали неприбыльными или отнимают непропорционально много времени.

Наконец, почти неизбежно предприниматель выполняет множество других функций, таких, как обширные торговые связи с правительством, работа в совете директоров компании и т. д. В результате к тому времени, когда его предприятие достигает высокой степени сложности, жизнь предпринимателя радикально изменяется (или должна измениться)2.

Основные характеристики деятельности предпринимателя, изменяющиеся в зависимости от сложности его бизнеса, показаны в примере 12.2.

Пример 12.2

Основные характеристики деятельности предпринимателя, зависящие от степени сложности бизнеса