История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Постановка целей

Для того чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предприятия, предприниматель должен ставить перед собой определенные цели точно так же, как он это делал до его создания. Постановка целей особенно важна, когда предприятие начинает быстро развиваться и увеличивается число работников. Именно на этой стадии предприниматель как менеджер должен вести своих служащих к достижению целей предприятия. Как отмечает председатель совета директоров компании "Авис рент-а-кар" Роберт Таунсенд:

Одной из важнейших функций лидера является умение заставить организацию сосредоточиться на достижении общих целей. Компании "Авис" понадобилось шесть месяцев для того, чтобы определить для себя следующие цели: "Мы хотим стать самой быстроразвивающейся компанией и получать самую высокую прибыль среди предприятий, сдающих в аренду автомобили без водителей*

Эта цель казалась нам слишком простой, чтобы излагать ее на бумаге. Мы упоминали об этой цели в любом разговоре и любом месте. И в этом был некоторый социальный смысл, так как к тому времени компания "Герц" захватила львиную долю рынка и реализовала свои планы подобно "Дженерал моторе"...

Когда цели определены, руководитель должен стать беспощадным и к себе, и к работникам. Если идея, возникшая у предпринимателя или высказанная им, находится вне целей компании, то тем самым предприниматель убивает ее еще в зародыше.

Как указывал Таунсенд, такая целенаправленность способствует концентрации усилий всей компании. Как только цели поставлены, предприниматель должен убедиться в том, что каждый работник понимает эти цели и стремится к их осуществлению. По мнению известного автора, лектора и консультанта Питера Ф. Дракера:

Ни один из принципов эффективности не нарушается сегодня так часто, как принцип концентрации деятельности предприятия ... По-видимому, лозунгом нашего времени становится следующее: "Давайте попробуем всего понемногу!" ... Мы разбрасываемся, вместо того чтобы концентрировать свои усилия ....

Прибыль как критерий оценки деятельности

При установлении целей предприниматели должны определить, на что следует обратить внимание в первую очередь, а что требует долгосрочного планирования. Журнал "Нью-Иоркер" с юмором описывает разницу между неотложными и долгосрочными целями:

Долгосрочные цели:

Здоровье — больше отдыхать. Деньги.

Написать книгу (пьесу) — достичь славы? Съездить в Индию. Краткосрочные цели:

Получить образцы товара фирмы "Хильда" Заменить краны — позвонить водопроводчику (кто?). Перейти на йогурт?5

Если бы так просто было устанавливать цели работающего предприятия! Если спросить предпринимателей о том, какие цели они считают для себя главными, большинство бы из них наверняка ответило: "Конечно же, получение прибыли!" Однако они должны научиться точно формулировать цели своего бизнеса, как в приведенном в журнале "Нью-Иоркер" примере составления индивидуального плана.

Конечно, верно, что предприятие должно приносить прибыль для того, чтобы выжить и развиваться; однако, как указывалось в гл. 2, прибыль просто является вознаграждением за хорошо проделанную работу — продажу товаров или услуг, которые нужны покупателям. Другими словами, прибыль является критерием того, насколько хорошо предприниматели удовлетворяют запросы клиентов. Как правило, чем выше прибыль, тем лучше удовлетворены потребности покупателей, и наоборот, чем ниже прибыль, тем меньше довольны покупатели. Убеждение в том, что прибыль является единственной целью предприятия, является сомнительным и мало способствует его развитию.

Оценка собственных сил

Для того чтобы поставить перед собой разумные цели, предприниматель должен сначала оценить собственные силы и способности. В каком направлении лучше всего может работать данное предприятие? Самооценка является, пожалуй, наиболее творческим шагом при постановке целей, так как она может открыть перед предпринимателем интересные возможности завоевания новых рынков, сокращения или расширения номенклатуры продукции. Метод постановки целей с учетом собственных возможностей основывается на следующих положениях:

В высококонкурентной экономике успех сопутствует в основном тем предприятиям, которые работают на самом высоком профессиональном уровне. Быть всего лишь средним производителем почти так же рискованно, как и быть плохим, особенно на таких быстроразвивающихся рынках, как рынок электроники и продукции химической промышленности.

Фирма может способствовать формированию спроса на свою продукцию со стороны новых покупателей, если выпускает продукцию хорошего качества.

Продукция или услуги фирмы могут быстро устаревать, но характеризующая именно ее высокая репутация сохраняется годами.

Один председатель совета директоров так высказал свое мнение по поводу умения рассчитывать силы:

Инвесторы, финансисты и другие люди иногда задают нам вопросы о нашей фирме: какова ее производительность? сколько тонн продукции мы можем отгрузить? как мы рассчитываем амортизацию ? какую прибыль мы получим через три года? И так далее, и тому подобное. Все это, несомненно, важные вопросы.

Однако нам редко, если вообще когда-нибудь, задавали другие, действительно важные вопросы: что вы сделали для своей организации? что за люди работают у вас? как вы их подбираете и обучаете? кто будет управлять бизнесом через 5, 10 или 20 лет? Это и есть настоящий бизнес. Все остальное — только "приправа".