История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

График прибыльности

Использование графика прибыльности

Другим полезным средством планирования и контроля является график прибыльности (profitgraf), обычно называемый графиком безубыточности предприятия (breakeven chart). Как уже объяснялось в гл. 6, термин "график прибыльности" является более подходящим, так как цель предпринимателя — получить прибыль, а не просто избежать убытков. Очень немногие предприниматели пользуются этим замечательным и многогранным средством. Графики прибыльности дают предпринимателям наглядные ответы на следующие вопросы:

Какое количество продукции я должен произвести и продать, до того как начну получать прибыль?

Какой должна быть производительность моей фабрики в процентах, до того как я начну получать прибыль?

Насколько объем моих продаж должен превышать объем продаж конкурента?

График прибыльности может также наглядно дать ответы на вопросы типа: "Что произойдет, если?.." Например, что произойдет с моей прибылью, если:

Фиксированные издержки (fixed costs) возрастут на 10%, однако объем продаж, цены и переменные издержки останутся прежними?

Объем продаж сократится на 10%, но цены, фиксированные и переменные издержки (variable costs) останутся неизменными?

Объем продаж вырастет на 10%, но цены, фиксированные и переменные издержки вырастут на 5%?

Эти характерные вопросы подчеркивают, насколько удобным и многофункциональным средством может быть график прибыльности. Он может применяться как к предприятию в целом, так и к отдельным его частям.

Пример 12.10

График прибыльности предприятия

Пример. Предпринимательница имеет ресторан в торговом центре, приносящий прибыль уже в течение шести лет. Успех побуждает ее серьезно подумать о том, чтобы взять в аренду участок в другом торговом центре и открыть там еще один ресторан. Прежде чем решиться на это, она должна выяснить, сколько в среднем клиентов в день должен обслуживать новый ресторан, для того чтобы стать прибыльным. Предпринимательница и бухгалтер подсчитали, что переменные издержки будут равны 0,40 долл. на каждый доллар от продаж, фиксированные издержки составят 36 000 долл. в месяц, а посетители будут тратить в ресторане в среднем по 10 долл. каждый.

Используя эту информацию, предпринимательница может построить график прибыльности, как показано в примере 12.10. График показывает, что новый ресторан начнет приносить прибыль, если его доходы за месяц будут равны 60 000 долл., т.е. если число посетителей составит, по крайней мере, 6000 в месяц.

При построении графика прибыльности предпринимательница проводит прямую линию параллельно горизонтальной оси координат, показывая тем самым, что фиксированные издержки (36 000 долл. в месяц) будут одинаковыми независимо от числа постоянных посетителей нового ресторана. Затем она чертит еще одну линию с началом на вертикальной оси в точке, соответствующей 36 000 долл., и возрастающую под углом, соответствующим 0,40 долл. на каждый доллар продаж, или 4 долл. на каждого посетителя в среднем, для того чтобы показать совокупные издержки. Наконец, она чертит третью линию с началом в нулевой точке и возрастающую под углом, соответствующим 10 долл. для каждого посетителя в среднем, для того чтобы показать совокупные доходы.

Точка пересечения последних двух линий — это точка графика, в которой доходы равны совокупным издержкам. Другими словами, в этой точке графика предпринимательница не получает прибыли и не имеет убытков, т.е. ее предприятие безубыточно.