История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Анализ финансовой отчетности, инвестиций и кредитов

Некоторые предприниматели по мере того, как их предприятия становятся более зрелыми, не могут найти равновесие между своими предпринимательскими и управленческими способностями. Как мы уже видели в гл. 12, предприниматели, которые прекрасно работали в момент создания своих фирм, часто оказываются неспособны управлять ими в период развития. Это происходит не от того, что они утратили искру предпринимательства, но от того, что они не могут успешно осуществлять планирование и контроль.

Такие предприниматели обычно не могут использовать финансовые отчеты для выявления проблем до того, как они возникнут. Они могут принимать необдуманные решения об инвестициях или недооценивать помощь компьютеров в планировании и контроле. В этой главе, основанной на материале гл. 11 и 12, основное внимание сосредоточено на анализе финансовых отчетов, оценке инвестиционных возможностей, а также кредитных и инкассовых операций.

Анализ финансовой отчетности

Для того чтобы правильно планировать и контролировать деятельность своих предприятий, предприниматели должны научиться анализу финансовой отчетности. Многие предприниматели считают, что финансовый анализ должны проводить бухгалтеры. И хотя именно бухгалтер занимается разработкой систем бухгалтерского учета, анализ и интерпретация числовых показателей не его работа. Этим должен заниматься предприниматель.

Бизнес — это не только цифры. На самом деле лишь немногие проблемы бизнеса могут быть решены только на основе полученной и проанализированной числовой информации, носящей финансовый или нефинансовый характер. Есть важные факторы, которые в равной степени заслуживают внимания, например работа в команде или управленческие способности предпринимателя.

Тем не менее анализ финансовых отчетов может помочь предпринимателю принимать разумные решения. Предпринимателям, которые в своей деятельности доверяют лишь цифрам, или тем, которые полагаются только на свою интуицию, было бы неплохо прислушаться к следующим мудрым словам:

"Настоящая трудность нашего мира связана не с тем, является ли он разумным или неразумным. Самая обычная трудность состоит в том, что этот мир является почти логически объяснимым, но не до конца. Жизнь не лишена логики, и все же она лишь ловушка для логиков. Она просто выглядит более логически обоснованной и разумной, чем есть на самом деле. Ее предсказуемость лежит на поверхности, а непредсказуемость скрыта от нас; ее необузданность затаилась в засаде".

Сущность финансового анализа

В основе всех методов анализа финансовой отчетности лежит сравнение. Например, заявление о том, что предприятие получило прибыль в 10 000 долл., является само по себе бессмысленным. Как мы уже кратко обсуждали в гл. 12, этот показатель становится понятным только при сравнении с каким-либо нормативом, таким, как прибыль прошлого года или запланированная прибыль этого года.

Такие сравнения являются точными и конкретными, но они могут быть также интуитивными и не очень точными. Например, если предприятие имеет поступления от продаж в сумме 10 млн. долл., мы интуитивно догадываемся, что прибыль в сумме 10 000 долл., составляющая только 1/10 цента с каждого доллара продаж, является небольшой.

Наибольшее значение для предпринимателя имеют сравнения, включающие те цели, которые он ставит перед собой. Такие сравнения показывают предпринимателям, насколько они близки к поставленным целям. Как мы уже обсуждали, предприниматели обычно ставят перед собой цели как финансового характера (доходы от продаж, доходы от инвестирования), так и нефинансового характера (моральное удовлетворение, удовлетворение запросов работников и социальные выгоды). Предпринимателям, конечно, следует сохранять равновесие между двумя типами целей. Наиболее значимой из целей, которые могут быть сведены к цифрам, является получение удовлетворительного дохода на вложенные в предприятие деньги при сохранении его финансового благополучия. Отметим двусторонний характер этой цели:

получение удовлетворительного дохода;

поддержание финансового благополучия предприятия.

Давайте рассмотрим, как предпринимателям следует анализировать финансовую отчетность, чтобы понять, насколько хорошо они поработали с финансовой точки зрения.

Получение достаточной прибыли

Наилучшим критерием оценки работы является показатель прибыль на инвестированный капитал (return on investment) — ROL Значение ROI получается в результате деления чистой прибыли на сумму инвестиций. ROI показывает предпринимателю, сколько центов в год он получает с каждого инвестированного доллара, а вкладчику — какую прибыль он получает с каждого вложенного им в банк доллара. Инвестиции можно разделить на три основные категории:

общая сумма активов;

доля собственников (owners equity);

постоянный капитал (permanent capital).

Другими словами, предприниматель может рассчитать три различных показателя ROL К акой показатель является наилучшим? Ответ зависит от того, что хотят измерить.

Прибыль на общую сумму активов (return on total assets). Этот показатель говорит о том, насколько успешно предприниматели инвестировали все доверенные им денежные средства независимо от того, откуда они поступили. Кроме акционеров денежные средства могут поступать от таких краткосрочных кредиторов, как поставщики, или от таких долгосрочных кредиторов, как ипотечные банки.

Прибыль на акционерный капитал (return on owners equity). Этот показатель говорит о том, насколько успешно предприниматели инвестировали денежные средства только акционеров. Он представляет особый интерес для существующих и возможных акционеров компании, так как долг предпринимателей состоит в том, чтобы вести дела своих фирм наилучшим образом в интересах акционеров.

Прибыль на постоянный капитал (return on permanent capital). Этот показатель говорит о том, насколько успешно предприниматель инвестировал все доверенные ему долгосрочные денежные средства. Здесь учитываются не только инвестиции акционеров, но и любые долгосрочные ссуды коммерческих и ипотечных банков, взносы держателей облигаций и т.п.

Сумма собственного капитала компании и долгосрочных долговых обязательств называется постоянным капиталом. Она включает общую сумму, необходимую для финансирования основного капитала (труднореализуемых активов, недвижимости), и часть текущих активов, не финансируемых за счет краткосрочных кредитов.

Поддержание финансового благополучия

Акционеры не только хотят получать достаточную прибыль от своих вложений, но и надеются на то, что будут защищены от дополнительного риска. Например, предприниматель может увеличить прибыльность за счет займов у коммерческих банков, что повысит прибыль акционеров при одновременном возрастании степени риска. Финансируя развитие своей фирмы путем получения займов, предприниматель должен впоследствии не только вернуть эти суммы, но и заплатить проценты. Если же он не сможет этого сделать, фирма потерпит крах.

Чтобы оценить степень защиты от риска, предприниматель может использовать несколько показателей. Кто-то берет за основу отношение всех обязательств ко всем активам; кто-то опускает текущие обязательства и берет отношение долгосрочных обязательств к постоянному капиталу. Эти и другие показатели описываются в данной главе.

Анализ относительных показателей

Для оценки финансовой деятельности обычно применяется метод, называемый анализом относительных показателей (ratio analysis). На основе только одного финансового отчета может быть получена дюжина показателей, но лишь немногие из них могут принести пользу предпринимателю. Мы разделим эти показатели на две категории (см . пример 13.1):

Пример 13.1

Основные показатели финансового анализа

критерии прибыльности;

критерии финансового благополучия.

Далее мы будем рассчитывать финансовые показатели для различных этапов деятельности на примере финансовой отчетности гипотетической компании под названием "Зиноу продактс" Данные этой отчетности приведены в примере 13.2.