История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Прибыль от продаж

Прибыль от продаж, называемая также маржей прибыли (profit margin), показывает, насколько эффективной является деятельность предприятия, сколько центов остается сверх каждого доллара продаж. Для того чтобы использовать при анализе деятельности "Зиноу продактс" этот показатель, нужно разделить чистую прибыль на доходы от продаж:

Этот показатель дает возможность сравнивать производственную эффективность данного предприятия с другими предприятиями той же отрасли. Имеющиеся в большинстве отраслей промышленности среднегодовые показатели прибыльности позволяют предпринимателям оценивать собственную деятельность. Если прибыльность продаж оказывается низкой, то это означает, что предприниматель работал неэффективно, а данное предприятие неблагополучно в финансовом отношении и требует к себе внимания.

Как уже упоминалось в гл. 12, самая распространенная ошибка заключается в том, что прибыль от продаж считается наилучшим критерием финансовой деятельности. На самом деле более важным является показатель прибыльности инвестированного капитала, так как при этом учитываются инвестиции — источник денежных средств, лежащий в основе доходов от продаж и прибыли.

Другой взгляд на прибыльность инвестирования

Интуитивно ясно, что, чем больше мы получаем с каждого доллара от продаж и чем больше продаем, тем больше получим прибыль от наших инвестиций. Эту взаимосвязь можно выразить следующим образом:

Из этого уравнения следует, что предприниматель может увеличить прибыль на инвестированный капитал двумя способами:

повысить эффективность производственной деятельности, добиваясь получения от продаж большей прибыли с каждого доллара;

лучше использовать свои активы, добиваясь повышения объема продаж на каждый инвестированный доллар.

Оборачиваемость товарно-материальных запасов

Показатель оборачиваемости товарно-материальных запасов (inventory turnover) говорит о том, насколько успешно предприниматель распоряжается своими материальными запасами. Будут ли эти запасы большими или малыми, зависит главным образом от типа данной отрасли промышленности и от времени года. Например, дилерская фирма по поставке удобрений с большими материальными запасами находится в отличном финансовом положении ранней весной, когда предоставляет свои услуги фермерам. Однако наличие такого же объема материальных запасов в конце сезона приводит к возникновению определенных трудностей. Одним из способов оценки достаточности материальных запасов для фирмы "Зиноу продактс" является определение отношения себестоимости реализованной продукции к материальным запасам:

Следовательно, в среднем "Зиноу продактс" продает свои товарные запасы 4,4 раза в год. Для того чтобы выяснить, высокой или низкой является такая оборачиваемость товарных запасов, "Зиноу продактс" может сопоставить этот показатель со среднегодовыми показателями данной отрасли, предоставляемыми торговой ассоциацией или компанией "Дан энд Брэдстрит"

Предприниматели в сезонных отраслях промышленности должны определять именно среднегодовое отношение себестоимости реализованной продукции к товарным запасам. В своих расчетах они должны пользоваться среднеарифметическим значением начальной и конечной сумм товарных запасов или даже, может быть, среднемесячной суммой товарных запасов, вместо того чтобы подсчитывать эту сумму лишь в конце года.