История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Оценка инвестиционных возможностей

До сих пор мы обсуждали способы оценки финансовой деятельности предприятия, обращая основное внимание на предупреждение возникновения финансовых проблем. В данном параграфе будут рассмотрены способы оценки инвестиционных возможностей. Для этого нужно ответить на вопросы:

Стоит ли брать в аренду или покупать?

Стоит ли расширять производство?

Производить или покупать продукцию?

Стоит ли дополнительно создавать торговые точки по розничной продаже?

Стоит ли приобретать еще одно предприятие для диверсификации риска?

Стоит ли заменить оборудование для снижения производственных расходов?

Решая каждый из этих вопросов, предприниматель должен сделать выбор, который может принести пользу или навредить предприятию, так как то или иное решение может подтолкнуть предпринимателя к действиям, оставляющим мало возможностей для выбора.

Пожалуй, ничто другое не играет такой решающей роли в достижении успеха, как умение принимать правильные инвестиционные решения. Рассмотрим некоторые показатели, которые помогают предпринимателям производить оценку своих инвестиционных возможностей.

Окупаемость денежных средств

Окупаемость денежных средств (cash payback) является наиболее популярным критерием оценки качества инвестирования, поскольку его легко понять и применять на практике. Окупаемость денежных средств можно определить как время, необходимое для того, чтобы денежные средства, полученные от инвестирования, стали равны инвестированным средствам. Рассмотрим на конкретном примере, как работает данный критерий.

Пример. Предприниматель является владельцем механической мастерской, производящей гайки и болты. В его мастерской хранятся большие запасы металла и готовой продукции. Для улучшения условий труда и сокращения накладных расходов он хочет купить за 18 000 долл. грузоподъемник, который поможет ему сэкономить 6000 долл. в год.

Нужно ли этому предпринимателю покупать грузоподъемник? Он подсчитал, что потребуется три года для того, чтобы окупить вложенный капитал (18 000 долл. инвестированного капитала/6000 долл. экономии в год). Является ли этот период достаточно недолгим для предпринимателя, зависит от его собственных критериев. Он может интуитивно выбрать те инвестиционные возможности, период окупаемости которых меньше четырех лет, и отказаться от тех инвестиций, период окупаемости которых больше этого срока. В данном случае предприниматель решает купить грузоподъемник.

Показатель окупаемости денежных средств как критерий выгодности инвестиций обладает серьезным недостатком: он не может учесть экономию денежных средств, полученную после окончания срока окупаемости. Другими словами, в нашем примере он не отражает, что произойдет после того, как затраты в 18 000 долл. на приобретение грузоподъемника окупятся. Если срок полезной эксплуатации этого грузоподъемника равен только трем годам, то прибыль на инвестированные 18 000 долл. в действительности будет равна нулю и данное инвестирование не имеет смысла независимо от того, насколько коротким будет период окупаемости. В этом случае предприниматель поступил бы ошибочно, приняв решение о подобном инвестировании.

Для того чтобы проводить более точный анализ, нужно оценивать сумму и продолжительность получаемой прибыли на инвестированный капитал после истечения срока окупаемости. Покажем еще на одном примере, как это можно сделать.

Пример. Предприниматель должен сделать выбор между двумя типами грузоподъемников, имеющими одинаковый период окупаемости, как это показано в примере 13.4.

Какой из этих грузоподъемников следует купить предпринимателю? Если он учитывает только период окупаемости, то оба грузоподъемника равноценны в отношении выгодности инвестирования.

Пример 13.4

Сравнительная окупаемость грузоподъемников (в долл.)

Пример 13.5

Сравнительная окупаемость грузоподъемников (в долл.)

Однако из примера 13.4 видно, что он должен выбрать модель А , так как это не только покрывает его инвестиционные расходы в 18 000 долл., но и способствует получению прибыли и после истечения двухлетнего периода окупаемости.

Показатель окупаемости денежных средств обладает и другим недостатком: в нем не учитывается то, что доллар, полученный сегодня, имеет большую ценность, чем доллар, полученный через год или позже, так как на сегодняшний доллар могут представиться другие, более выгодные инвестиционные возможности. Если предприниматель вложил на многие годы свои денежные средства в грузоподъемник, то тем самым он лишился возможности при случае инвестировать эти деньги более выгодным образом.

Пример. Предприниматель опять должен сделать выбор между двумя моделями грузоподъемников; движение денежной наличности в этом случае представлено в примере 13.5.

Какую модель грузоподъемника следует выбрать предпринимателю? Каждая из этих моделей имеет одинаковый период окупаемости (2 года) и дает одинаковую экономию в размере 27 000 долл. Тем не менее модель Б предпочтительнее модели А, так как она раньше может дать более высокую прибыль. Купив модель Б , предприниматель может к концу первого года реинвестировать дополнительные (по сравнению с моделью А) 4000 долл. — этот факт предприниматель мог бы упустить из виду, если бы учитывал только период окупаемости.