История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Прибыль на инвестированный капитал

Теперь рассмотрим другой показатель выгодности инвестиций. Как мы уже видели, прибыль на инвестированный капитал (ROI) говорит предпринимателю о том, сколько он может ежегодно получать сверх каждого инвестированного доллара. ROI также позволяет предпринимателю сравнивать оценки прибыльности инвестированного капитала с денежными издержками (cost of money).

Пример. Предпринимательница, владеющая сетью киосков по продаже замороженного сладкого крема, обдумывает возможность создания дополнительной торговой точки. На данный момент ее торговая сеть приносит ей доход с показателем ROI, равным 10% в год, т.е. каждый вложенный ею доллар приносит после вычета налогов ежегодно 10 центов прибыли.

В данном случае эти 10% отражают и денежные издержки предпринимательницы. Каждый доллар, взятый ею и ее акционерами из данного предприятия и вложенный в другие инвестиционные планы, приводит к потере 10 центов прибыли, поэтому любые другие возможные инвестиции должны, по крайней мере, покрывать эти 10 центов, для того чтобы считаться выгодными.

Предпринимательница рассматривает два возможных варианта расположения нового киоска по продаже сладкого крема. Оба варианта требуют одинаковых инвестиций в размере 100 000 долл., но отличаются по доходам от продаж, расходам и прибыли (см . пример 13.6).

Пример 13.6

Выбор места для новой торговой точки на основе оценки издержек (в долл.)

Какой из этих вариантов выбрать предпринимательнице? Если ее денежные издержки составляют 10%, то она должна выбрать вариант А , так как показатель прибыли на инвестированный капитал для него равен 20% в год:

Предпринимательница может также рассмотреть возможность установки новых киосков в местах А и Б, если зоны их обслуживания не перекрывают друг друга. Выбирая подобную возможность, предпринимательница должна осуществлять такие вложения капитала, которые смогут покрывать в год 10% денежных издержек, связанных с этими инвестициями.

В данном примере предпринимательница оценивала показатель прибыльности инвестированного капитала, сопоставляя размеры возможной прибыли с суммой первоначально вложенного капитала. Другим методом является сопоставление чистой прибыли со среднегодовыми инвестициями; в этом случае предприниматель предполагает, что оборудование новой торговой точки будет постепенно изнашиваться по мере истечения предполагаемого срока его эксплуатации.

Пример. Предположим, что в течение 10 лет амортизация новой торговой точки будет составлять в год 10 000 долл. от ее стоимости, равной 100 000 долл. По истечении 10 лет капитал, инвестированный в данный киоск, сократится до нуля. Таким образом, среднегодовая сумма нереализованных инвестиций составит 50 000 долл., что является среднеарифметическим значением стоимости киоска, равной 100 000 долл. в начале этого периода, и его нулевой стоимости 10 лет спустя (1/2 х 100 000 долл. = 50 000 долл.). Отметим, что в этом случае ROI для обоих вариантов станет намного выше:

Приведенная стоимость

До сих пор мы рассматривали три показателя оценки выгодности инвестиций:

окупаемость денежных средств;

прибыль на первоначально инвестированный капитал;

прибыль на среднегодовой инвестированный капитал.

Эти показатели дают очень разные результаты. Фактически, один показатель может давать цифры, превышающие значения другого показателя в два раза, например показывать прибыль на первоначально вложенный капитал, равную 10%, а прибыль на среднегодовой инвестированный капитал, равную 20%.

Чтобы избежать такой путаницы, многие крупные компании используют критерий, называемый приведенной (дисконтированной) стоимостью. Однако подробное обсуждение этого критерия выходит за рамки данного учебника. Этот показатель оценивает истинное значение нормы прибыли с учетом временного фактора денежных поступлений и затрат в течение всего полезного цикла инвестиционного проекта. Другие критерии этот фактор не учитывают.

Мы лишь кратко показали, как оценивать инвестиционные возможности, и подчеркнули необходимость тщательного взвешивания инвестиционных возможностей на основе описанных выше показателей. На практике же оценка инвестиционных возможностей является сложным делом.

В гл. 4 и 9 мы обсуждали применение инвестиционного анализа предпринимателями при создании новых предприятий. В этой главе мы рассматривали инвестиционный анализ с точки зрения предпринимателей, чьи предприятия уже созданы и развиваются. Эти два подхода резко отличаются друг от друга. В гл. 4 и 9 мы разбирали всю "инвестиционную головоломку", решаемую предпринимателем в целом. В данной главе мы рассматривали составные части и элементы этой "головоломки" с целью расширения и придания ей новой формы. Но как только предприятие начинает работать, инвестиционная картина перестает быть статичной, она постоянно развивается и расширяется.