История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Кредит и инкассация

В большинстве отраслей промышленности предприниматели часто предоставляют кредиты потребителям, иначе они могут лишиться своих клиентов. Несмотря на то что кредит помогает привлечь покупателей, он повышает риск потерь. Поэтому очень важно, чтобы предприниматель представлял себе, как можно увеличить кредиты, не рискуя обанкротиться.

Потребители со всех сторон завалены предложениями испытать прямо сейчас все прелести разнообразных товаров и услуг, а расплатиться за них позднее. Многие потребители легко принимают такие предложения, не испытывая в дальнейшем никаких угрызений совести. Фактически, благосостояние нации зависит от широкого использования кредитов с открытым счетом (charge accounts), ссуд под недвижимость (mortgage loans), банковских кредитов и кредитных карточек, а также других форм кредитования, посредством которых клиенты получают товары до того, как смогут полностью их оплатить. Эта зависимость стала настолько сильной, что любые действия, направленные против широкой политики кредитования, могут вызвать в стране безработицу или даже экономический паралич.

Кредит — это образ жизни. Для того чтобы их предприятия выжили и развивались, предприниматели должны научиться тому, как лучше всего осуществлять политику кредитования и в то же время избегать неплатежеспособных клиентов. Если исследовать каждую отрасль промышленности, то мы обнаружим, что кредит обеспечивает:

около 95% всех продаж производителей;

около 90% всех продаж оптовых продавцов;

около 50% всех продаж розничных продавцов и сервисных фирм.

Такие высокие процентные показатели означают, что большинство предпринимателей оказываются также вовлеченными в финансовый бизнес. Всякий раз, когда потребители покупают в кредит, предприниматель, по существу, дает им взаймы деньги для совершения покупок. Это означает, что огромные суммы денег связаны с дебиторской задолженностью. Ясно, что предприниматели должны осторожно пользоваться своими кредитами, иначе они могут оказаться в затруднительном финансовом положении, как это случилось с предпринимателем в следующем примере.

Пример. Джек Вулсон, владелец компании "Вулсон филинг стэйшн", создал себе серьезные кредитные трудности. Расширив свое предприятие за три месяца с двух заправочных станций до шести, он лично занимался приемом всех служащих и обучал их распоряжаться кредитами.

В течение следующих трех месяцев он обнаружил, что огромное количество прежних счетов дебиторов было не оплачено. Его бухгалтеру потребовалось еще два месяца для того, чтобы выяснить, что двое служащих его новой заправочной станции, которые работали только в вечернее время, предоставляли кредиты клиентам, не имевшим прав на их получение. По существу, они переводили предоставляемые кредиты в статью повышенного риска для фирмы.

Такая ситуация потребовала ежедневной проверки всех продаж в кредит в управлении фирмы. В результате большой дополнительной работы проблемы с кредитом удалось преодолеть.

Вулсон смог сократить возникшие потери за счет того, что усилил контроль за уже установленными методами предоставления кредитов. Недостатки планирования и слабая кредитная дисциплина дорого ему обошлись.

Пример 13.7

Расходы, связанные с невыполненными кредитными обязательствами

Предприниматели имеют право назначать проценты за финансирование покупок в кредит своих клиентов, многие так и поступают. Однако товары не должны использоваться как средство продажи кредита. Основная цель кредита — реализация продукции.

Кредит также может приводить к большим затратам, пока предприниматель не установит более жесткий контроль за расходами по кредитам и сбором платежей по ним. Насколько большими могут быть затраты, связанные с предоставлением кредитов, хорошо видно из нижеследующего примера (см . также пример 13.7).

Пример. Предпринимательница продает в кредит пиломатериалы общей стоимостью 1000 долл. компании "Немо", производящей мебель для офисов. Она и раньше поддерживала деловые отношения с этой компанией, и несколько раз ей приходилось посылать этой компании счета-фактуры, которые компания "Немо" оплачивала в короткие сроки. Отношение прибыли до вычета налогов к доходам от продаж составляло для данного предприятия 5%.

Однако последний кредит не был оплачен даже через три месяца. Когда предпринимательница попыталась добиться оплаты кредита, она выяснила, что компания "Немо" уже не занимается этим бизнесом. Обратите внимание в примере 13.7 на то, что при отношении прибыль/продажи, равном 5%, предпринимательница должна продать дополнительно пиломатериалов на сумму 20 000 долл., для того чтобы покрыть 1000 долл., которую она не смогла получить.