История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Обеспечиваем постоянный контроль за качеством услуг по банкротству. . Преимущества кредита под залог недвижимости в "Кредитом доме" неоспоримы. Самый выгодный!
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Преимущества и недостатки кредитования

Завершим наше обсуждение проблем кредитования, отметив некоторые преимущества и недостатки предоставления кредитов покупателям. Кредитование имеет следующие преимущества:

покупатели, пользующиеся кредитом, становятся, как правило, постоянными клиентами;

кредит способствует тому, что потребители покупают товары или услуги, без которых они обошлись бы, если бы не было кредита;

покупатели, пользующиеся кредитом, расходуют больше денег;

покупатели, пользующиеся кредитом, меньше внимания обращают на цены;

продажа товаров в кредит требует меньших усилий по сбыту продукции;

покупатели, пользующиеся кредитом, стремятся приобретать продукцию высшего качества;

кредит удобен для покупателей, не любящих носить с собой наличные.

Кредитование также имеет много недостатков:

кредит вынуждает предпринимателей финансировать своих покупателей, в результате чего денежные средства становятся связанными со счетами дебиторов;

отказ в предоставлении кредита может вызвать недоброжелательное отношение;

потребители, пользующиеся кредитом, могут злоупотреблять правом возврата продукции;

предоставленные кредиты могут вынудить предпринимателей прибегать к займам и оплачивать их затем с процентами;

кредитование повышает производственные издержки предприятия в связи с необходимостью осуществления исследований кредитоспособности и финансового учета (ведения записей, выписывания счетов и инкассации).

Система инкассации

Большинство предпринимателей временами испытывают затруднения со взысканием долгов с потребителей, совершивших покупки в кредит. Покупатели, плохо оплачивающие или не оплачивающие свои долги, могут серьезно ухудшить финансовое положение предприятия.

Пример. Владелец магазина по продаже женского платья продал платье за 100 долл. в кредит. Пока покупатель не рассчитается за покупку, данный предприниматель может потерять, по меньшей мере, 70 долл., если не больше. Почему? Потому что он может потерять 70 долл., заплаченные за это платье оптовому продавцу, плюс наценку в 30 долл., предназначенную для покрытия других расходов, например на аренду, коммунальные услуги и жалованье служащим, и включающую прибыль.

Как говорится, продажа — еще не продажа, пока покупатель полностью не рассчитался за покупку. В противном случае это безнадежный долг. Часто все, что требуется, — это просто напомнить покупателю о том, чтобы он рассчитался; однако иногда предприниматели обременены безнадежными долгами, которых они могли бы избежать, если бы знакомились с предыдущей кредитной практикой своих клиентов. Помимо проведения обследования кредитоспособности покупателей, хорошим способом избежать безнадежных долгов является разработка системы инкассации, которая:

тщательно следит за кредитной деятельностью каждого потребителя до тех пор, пока его счет не будет оплачен;

сообщает предпринимателю о наступлении момента просрочки платежа;

разделяет все потребительские задолженности на три категории: текущие, просроченные, отложенные, т.е. переданные в инкасса-ционное агентство или юристу;

производит ежедневную корректировку счетов потребителей, т.е. проверяет ежедневные поступления денежных средств от потребителей;

охраняет учетные дела от краж, пожара или уничтожения.

Эти принципы являются основными для любой финансово устойчивой системы инкассации. Отдельные ее элементы могут изменяться от предприятия к предприятию, особенно способы учета и ведения записей, использования офисного оборудования и компьютеров. Однако предпринимателям надлежит четко следовать этим принципам. Если же они будут относиться к ним небрежно, то, в конце концов, неоплаченные счета дебиторов превысят доходы и даже могут привести к банкротству.

Возраст дебиторской задолженности. Пожалуй, стержнем любой системы инкассации является анализ счетов дебиторов — сумм, которые должны предприятию потребители. Предприниматели должны составить аналитическую таблицу возраста дебиторской задолженности (пример 13.8), которая служит мерой качества дебиторской задолженности. Подобная таблица помогает выявить слишком просроченные счета, требующие особого внимания.

Отметим, что таблица возраста дебиторской задолженности служит средством контроля. Она показывает не только структуру дебиторской задолженности, но и те счета, которые слишком просрочены и которым необходимо уделить особое внимание. Такую таблицу можно составить и для индивидуальных, и для коммерческих потребителей.

Период погашения дебиторской задолженности. До сих пор основное внимание мы уделяли инкассации индивидуальных просроченных счетов. Другим вопросом, достойным обсуждения, являются способы оценки кредитно-инкассационной деятельности. Одним из критериев такой оценки является период погашения дебиторской задолженности. Этот показатель, ранее обсуждавшийся в данной главе, говорит предпринимателю о том, сколько времени потребуется в среднем для того, чтобы получить с должников по счетам.

Пример. Магазин женской моды имел в начале 1989 г. доход в размере 900 000 долл. Из этой суммы 730 000 долл. составляли продажи в кредит по открытому счету. К концу года баланс этого магазина показывал, что дебиторская задолженность равна 100 000 долл. Чему был равен в этом случае среднегодовой период погашения дебиторской задолженности? Он вычисляется следующим образом:

Насколько успешной была кредитно-инкассационная деятельность данного магазина? Мы не можем ответить на этот вопрос, не зная условий продажи. При условиях чистой реализации в 30 дней период погашения долгов, равный 49 дням, может означать, что деятельность магазина оценивается ниже среднего; однако если условия чистой реализации составляют 60 дней, то этот показатель указывает на хорошую работу магазина.

Пример 13.8

Таблица возраста дебиторской задолженности (в долл.)

Другим способом оценки кредитно-инкассационной деятельности предприятия является сопоставление периода погашения дебиторской задолженности, вычисленного для данной фирмы, со среднеотраслевыми показателями. "Дан энд Брэдстрит" вычисляет показатели периода погашения дебиторской задолженности почти для 200 отраслей промышленности; по многим другим отраслям такая информация недоступна.

Кредитные карточки. Один из путей решения проблем, связанных с потребительским кредитом, — это акцептование кредитных карточек, а не предоставление кредита. Такой подход дает предпринимателям различные выгоды. Так, использование кредитных карточек резко сокращает или даже ликвидирует вложения капитала в счета дебиторов. Более того, в этом случае не предприниматель, а банк или кредитная компания берет на себя все бремя управления кредитами и взыскания по ним платежей. Администрация малого бизнеса так описывает процесс работы с кредитными карточками:

"Кредитно-карточные услуги предоставляются постоянным коммерческим банком предпринимателя. Поступления от продаж по кредитным карточкам этого банка могут депонироваться ежедневно, и, таким образом, они сразу же могут быть записаны в статью кредита на чековый счет данного предпринимателя.

Банк целиком берет на себя кредитный риск, пока предприниматель соблюдает все инструкции по принятию кредитных карточек от своих покупателей. Как правило, эти инструкции требуют от предпринимателей проверки действительности кредитных карточек до акцептования карточки клиента, совершающего покупку на сумму выше установленных пределов.

В обмен за эти услуги банк назначает проценты с общего объема продаж по кредитным карточкам.

Государственные кредитные услуги предоставляются подобным же образом, однако при этом они не обладают преимуществом ежедневного перевода поступлений на чековые счета предпринимателей. Как и в случае использования банковских кредитных карточек, при этом должны выполняться определенные установленные процедуры, устраняющие любой риск, связанный с неоплаченными счетами. Обычно кредитно-карточные компании переводят деньги в кредитную государственную систему... и назначают пошлину на основе процентов с общего объема продаж по кредитным карточкам.

Кредитно-карточные услуги особенно выгодны предприятиям, имеющим большое количество относительно мелких счетов. Эти услуги устраняют необходимость проверки кредитоспособности, выписывания счетов-фактур, ведения учета и взыскания долгов по счетам. Они также сводят до минимума капитальные затраты предприятия, фактически устраняя риск, связанный с неоплаченными счетами. С точки зрения маркетинга возможность незамедлительного получения кредита часто побуждает потребителя совершать покупку сейчас же, а не откладывать решение на более поздний срок или вообще отказаться от покупки".

Резюме

Анализ финансовой отчетности может помочь предпринимателям в принятии разумных решений в области планирования и контроля. Этот анализ должен проводиться с пониманием того, что основной финансовой целью любого предприятия является получение достаточной прибыли на вложенный капитал в сочетании с поддержанием финансового благополучия предприятия.

Анализ относительных показателей — это метод, применяемый для анализа финансовой отчетности. Среди множества относительных показателей наиболее важными являются прибыль на инвестированный капитал, показатель задолженности и коэффициент текущего состояния фирмы. Эти показатели сами по себе не имеют большого значения, но когда они сопоставляются с некоторыми нормативами, предприниматель может получить ценную информацию о своей деятельности.

Принятие инвестиционных решений означает, что предприниматель должен сделать определенный выбор, который может принести пользу или вред его предприятию. Принятые предпринимателем те или иные решения могут привести к сокращению финансовых ресурсов на многие годы, поэтому очень важно разумно оценивать инвестиционные возможности, используя такие критерии выгодности инвестиционных проектов, как:

окупаемость денежных средств;

прибыль на первоначально инвестированный капитал;

прибыль на среднегодовой инвестированный капитал.

Каждый из этих показателей имеет свои недостатки и преимущества, которые предприниматель должен учитывать, принимая соответствующие решения.

В наше время кредит — это образ жизни. Для того чтобы его предприятие выжило и развивалось, предприниматель должен научиться тому, как лучше всего предоставлять кредиты и в то же время избегать проблем, связанных с неплатежеспособными покупателями. Предоставляя кредит, предприниматели, по существу, дают деньги в долг потребителям, покупающим товары или услуги.

Существует два вида кредитов: коммерческий кредит, предоставляемый другим предприятиям, и потребительский, предоставляемый гражданам.

Так как счета дебиторов бывают очень большими, предприниматели не могут слишком много времени уделять проверке кредитоспособности своих заявителей на получение кредита. Они должны лишь выяснить предыдущую кредитную практику каждого заявителя, т.е. узнать, вовремя ли он оплачивал свои прежние счета. Такие сведения по отдельным покупателям можно получить в местных бюро кредитной информации и в компании "Дан энд Брэдстрит"