История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Человеческие потребности и мотивация к труду

Как утверждают психологи, потребности — это то, что побуждает нас к деятельности, а сам процесс мотивации осуществляется по замкнутой схеме — человек осознает потребность, предпринимает определенное усилие для ее удовлетворения, получает сигнал обратной связи, который вызывает новую потребность. Работники ведут себя соответствующим образом в силу того, что нуждаются в некоторых вещах, например в деньгах, безопасности и социальном статусе.

Труд — один из способов удовлетворения всех этих потребностей. Например, еженедельная выплата заработной платы позволяет работнику приобретать продукты питания, одежду, оплачивать жилье и т.д. Наряду с безопасностью работник хочет также укрепить свой статус путем продвижения по службе, заслужить более высокую заработную плату, повысить квалификацию, создать новое изделие. Работа помогает человеку удовлетворять свои физические и эмоциональные потребности. Работники хотят, чтобы руководители обращались с ними как с личностями, требуют признания своей хорошо выполненной работы.

Иерархия потребностей по Маслоу

Доктор Абрахам Маслоу систематизировал все человеческие потребности по значимости для каждой отдельной личности и представил их в виде пирамиды с пятью горизонтальными уровнями:

физиологические потребности;

потребность в безопасности;

потребность в любви и привязанности;

потребность в признании и оценке;

потребность в самореализации.

Как утверждает Маслоу, люди стремятся удовлетворить все названные потребности в возрастающем порядке. Как только оказываются удовлетворенными потребности более низкого уровня, человек будет стремиться к удовлетворению потребности более высокого уровня (пример 16.2). Следует отметить, что самый нижний уровень пирамиды — это удовлетворение физиологических потребностей в воздухе, воде и пище. После того как удовлетворены эти потребности, человек начинает испытывать потребность в защите от враждебного окружения, например от преступников и холодной погоды. Эта потребность занимает второй уровень пирамиды и называется потребностью в безопасности.

Пример 16.2

Иерархия потребностей по Маслоу

Третий уровень, т.е. потребность в любви и привязанности, соотносится с потребностью человека ощущать привязанность со стороны других. Четвертый уровень — потребность в признании и оценке — имеет отношение к потребности в чувстве собственного достоинства, самооценке и оценке со стороны других.

Пятый и самый высокий уровень в иерархии потребностей касается стремления человека к самореализации. Эта потребность возникает лишь тогда, когда удовлетворены все другие потребности, она отражает стремление человека к полному раскрытию своего наивысшего личностного потенциала. Под самореализацией понимают потребность человека делать то, что он лучше всего умеет, по аналогии со спортсменами, призвание которых состоит в участии в спортивной борьбе, и предпринимателями, создающими новые ценности.