История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Теория X и теория Y

Как утверждает Дуглас Мак Грегор , теория X и теория Y— это два множества широко распространенных допущений, которые делают

предприниматели и лидеры относительно мотивации к труду своих

подчиненных.

Теория X Согласно этой теории люди не хотят работать и могут выполнять работу только под угрозой наказания. Менеджеры вынуждены прибегать к запугиванию (лишению их ощущения безопасности), угрожая увольнением. Теория X касается в первую очередь двух нижних уровней иерархии потребностей Маслоу — физиологических потребностей и потребности в безопасности.

Теория К Сторонники этой теории исходят из того факта, что труд для человека столь же естествен, как и отдых. Люди упорно работают ради достижения поставленных целей, если они затрагивают их личные интересы. Люди хотят и ищут ответственности, они могут мобилизовать свой творческий потенциал, для того чтобы разрешать возникающие проблемы. Теория Кимеет прямое отношение к более высоким уровням иерархии потребностей Маслоу — потребностям в привязанности и любви, потребностям в признании и оценке и потребности в самореализации.

Убедительным аргументом в пользу применения теории Y, а не теории X, служит то обстоятельство, что предприниматели с большей вероятностью достигают успеха, если способствуют удовлетворению человеческих потребностей своих работников, а не игнорируют их. Только удовлетворение этих потребностей может служить для работников устойчивым стимулом достижения самых высоких результатов на рабочем месте. В примере 16.3 даны сравнительные характеристики теории Хи теории К

Пример 16.3

Сравнительные характеристики теории X и теории Y

Хоторнский эксперимент

Классическим примером того, что происходит в случае, когда с работниками обращаются как с личностями, стал эксперимент, известный теперь под названием Хоторнского.

В 20-е годы нашего столетия профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо опросил 2 тыс. рабочих Хоторнского завода компании "Уэстерн электрик" о том, что они думают о своей работе, начальстве и самой компании. Профессор и его интервьюеры использовали для этого контрольные листы, в которых были перечислены все детали рабочей ситуации на заводе. В перечень были включены вопросы, касающиеся освещения, используемых материалов, обслуживания машин, перерывов для отдыха, знания выпускаемой продукции и т.д. Но оказалось, что рабочие хотят говорить о совершенно иных вещах, причем открыто, в условиях полного доверия, не допускающего никаких злоупотреблений. Неожиданно оказалось, что сами интервьюеры как будто способствовали повышению производительности труда.

Результаты проведенных тогда опросов оказались столь противоречивыми, что группа исследователей решила попытаться провести некоторые эксперименты. Они стали увеличивать или уменьшать освещенность, температуру в помещениях, длительность перерывов для отдыха, цветовую окраску помещений, формировали изолированные одна от другой рабочие группы. Независимо от того, что это были за перемены, производительность стала увеличиваться. Ученые из Гарварда были озадачены. В конце концов они обратились к рабочим за разъяснением. "О, разве вы не знаете? — ответил один из них. — Мы — это особый случай!"

Хотя эти группы рабочих и не догадывались о причинах, они знали, что их каким-то образом выделили из массы всех других рабочих. Теперь они уже не были просто винтиками в машине. Особый подход к этим рабочим дал им повод совсем иначе думать о себе и своей работе. Они поняли, что их труд нужен, это же осознали и их коллеги по работе. Они открыли для себя нечто новое, а именно статус, или значимость, труда в глазах как самих рабочих, так и менеджеров 6 .