История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Предприниматель в роли лидера

В наше время управление часто определяется как умение добиться от других выполнения какой-либо работы. Однако управление означает нечто большее. Оно предполагает также создание условий для того, чтобы эти другие выполняли свою работу без напряжения и эффективно, с полной отдачей. Каким образом предприниматель может способствовать достижению максимальной производительности?

В первую очередь предприниматель должен захотеть помочь работникам стать людьми, стремящимися к достижению успеха. Некоторые предприниматели этого не хотят, придерживаясь того мнения, будто работникам чуждо стремление получить удовлетворение от своей работы. Подобная установка может породить такие проблемы, как прогулы, текучесть кадров, снижение качества продукции и ослабление мотивации к труду.

Чего не хватает предпринимателям, так это понимания как раз того факта, что управленческий стиль может оказать глубокое воздействие на выживаемость и рост их предприятия. Им следует постоянно подвергать анализу свой управленческий стиль. Как предприниматели могут определить, является ли их стиль управления авторитарным или партиципативным? Схема анализа стиля управления, разработанная доктором Рензис Лайкерт из Института социальных отношений при Университете шт. Мичиган, приведена в примере 16.4. В поисках ответов на поставленные в этой схеме вопросы предпринимателям придется много узнать о себе и о том, как они обращаются со своими работниками.

Известный в США юморист Джош Биллингс сказал однажды: "Познать самого себя — это не только одно из труднейших, но и одно из самых неудобных занятий для человека" Но все же чем реалистичнее взгляд на самого себя, тем выше будет результативность деятельности человека как руководителя, ибо способность проникновения в собственную натуру есть краеугольный камень роста человека как личности. Предприниматели с гибким мировоззрением меняют свое поведение, так как хотят и должны делать это в процессе осознания новых ситуаций.

Имидж

Предприниматели не могут понять своих работников, пока не узнают самих себя. Каждый человек, сознательно или нет, имеет собственное представление о себе. Например, мы можем считать себя энергичными или медлительными, аккуратными или неряшливыми, практичными или ленивыми. Все, что мы чувствуем, слышим или делаем, фильтруется сквозь наше сознание и создает наш имидж. Для того чтобы стать подлинным руководителем, предприниматель должен познать (а во многих случаях и скорректировать) самого себя.

Пример 16,4

Схема анализа управления

Впишите свои ответы на соответствующие места в приведенной ниже таблице. Например, если ваш ответ на первый вопрос будет "почти полностью", то контрольную точку следует поставить в промежутке между словами "в основном" и "полностью" но несколько ближе к "полностью" После того как вы ответите на все вопросы, проведите линию через все контрольные точки в таблице сверху донизу. В результате получите характерный профиль вашего стиля управления.

Переиначивая одну поговорку, можно утверждать, что определяющим является не то, что предприниматель знает, а скорее то, что он за человек.

Как правило, именно в процессе открытия самого себя, т.е. изменения представления о себе, предприниматели приходят к пониманию того, что заставляет людей работать лучше. Подобные процессы идут непрерывно, хотя многие предприниматели их не замечают как в самих себе, так и в своих работниках. Если предприниматель не знает, какими видят себя работники и что ими движет, он не в состоянии предложить им тот инструмент, в котором они нуждаются для совершения необходимых преобразований. В результате он получает изделие низкого качества или небрежное обслуживание своих клиентов, что создает опасность для существования фирмы и замедляет ее рост. Предприниматели не должны действовать изолированно от своих работников. На конференции руководителей бизнеса бывший руководитель корпорации "Эйвис" Роберт Таунсенд предложил следующие рекомендации:

"Хозяин должен постоянно находиться среди работников. Это очень важно. Не следует иметь офис, отделанный красным деревом, лимузин и особую стоянку для него. К нему не следует обращаться иначе, как называя его по имени. И он не должен получать оклад, более чем в пять раз превышающий минимальную заработную плату работников, т.е. его оклад не должен превышать 80 тыс. долл.

Что же в этом случае произойдет? Мораль станет очень высокой, работники почувствуют себя нужными предприятию, проблема прогулов будет окончательно и успешно разрешена"7