История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Характерные черты предпринимателя

Ни Генри Форд, ни Стивен Джобе не являются типичными предпринимателями. Однако фактически не существует двух одинаковых предпринимателей, поэтому определить типичного предпринимателя довольно сложно. По словам профессора Питера Ф. Дракера, известного писателя, лектора, консультанта, "некоторые из них эксцентрики, другие — ужасно корректные конформисты; некоторые мнительны, другие раскованны; некоторые довольно сильно пьют, другие — трезвенники; некоторые полны огромного обаяния и теплоты, а в других не больше индивидуальности, чем в мороженой макрели".

Слова Дракера подчеркивают бесполезность попыток нарисовать словесный портрет типичного предпринимателя, так как слишком мало известно о предпринимателях, о характерах мужчин и женщин, начинающих заниматься предпринимательством самостоятельно. Как они начинают? Почему делают это? Может быть, согласно Генри Дэвиду Торо, "они ведут жизнь в тихом отчаянии" и хотят чего-ни будь нового, иного и поэтому начинают новое дело? Являются ли они отверженными членами общества, которые "вместо того, чтобы стать бродягами, преступниками или профессорами, приспосабливаются путем организации своего собственного дела"?7

Конечно, многие ищут избавления от скучной бесперспективной работы. Это особенно верно в отношении тех людей среднего возраста, которые сталкиваются с фактом, что они никогда не займут апартаменты крупного руководителя, не напишут пьесу для театра на Бродвее и не заработают миллион долларов . Они чувствуют разочарование и обдумывают возможность новой карьеры, выбирая в итоге предпринимательство.

Пример. Кэролайн Джоунс, соучредитель компании "Минго-Джоунс адвертайзинг, инк." в Нью-Йорке, начала работать в 1968 г. в должности секретаря в "Дж. Уолтер Томпсон компани", одном из крупнейших рекламных агентств страны. Тогда единственным избавлением от секретарского бюро, по ее словам, было составление рекламных текстов. После окончания учебных курсов в "Дж . Уолтер Томпсон компани" она стала первой чернокожей женщиной—составителем рекламных текстов в агентстве.

К тому времени, как Джоунс захотела стать соучредителем "Минго-Джоунс адвертайзинг, инк.", у нее накопился значительный опыт. Она работала в нескольких крупных рекламных агентствах, дойдя до должности ответственного исполнителя по работе с рекламодателем группы заказчика. "Тогда я поняла, что достигла предела", — говорит Кэролайн.

Через семь лет ее агентство насчитывало дюжину клиентов, в том числе "Кентукки фрайд чикен" и "Миллер бруинг компани" Выручка от продаж достигла 22 млн. долл. в год. "У меня никогда не было образца для подражания, — заявляет Джоунс. — Но также не было никого, кто говорил бы мне, что то, что я хочу сделать, невозможно"8.

Исследования, проведенные в Гарвардском университете и Массачусетсском технологическом институте, показали, что предприниматели, вероятнее всего, достигали "в общем случае уровня успеха более высокого, чем средний уровень на предыдущем месте работы". Этот результат наводит на мысль, что отнюдь не внешнее давление заставляет преуспевающих людей становиться предпринимателями. Если они принимают решение заниматься делом самостоятельно, то это происходит по внутренним причинам. Они, возможно, предпочитают не быть пешками на чьем-нибудь предприятии или, может быть, хотят эксплуатировать изобретение сами. Однако некоторые люди уходят в бизнес по ложным причинам, причем в этом случае внешнее давление может играть большую роль. Они могут прийти к решению заняться собственным делом только после того, как были понижены в должности, уволены или их кандидатуры отвергнуты. Но не все из них терпят неудачу. Многие добиваются успеха, иногда значительного.

Пример. Как-то в 1939 г. безработный из Хэммонда, шт. Индиана, изобрел большое коробчатое устройство, которое могло одновременно осуществлять заморозку и расфасовку мороженого. Он продал свои права на него перерабатывающей

фирме в Иллинойсе, которая открыла первую торговую точку "Дэари Квин". К 1988 г. фирма имела около 5000 торговых точек по всей Америке.

Несомненно, мужчины и женщины становятся предпринимателями по разнообразным причинам. Однако стремление к самовыражению является, по-видимому, связующей нитью. Это стремление помогает объяснить, почему более половины получающих зарплату работников в стране говорят, что предпочли бы работу на себя, а не на других. Но предпринимателями становятся немногие. В действительности большинство выбирает работу на других. Почему?

Наиболее вероятная причина выбора людьми работы на другого состоит в том, что их горизонты определены ежемесячными платежами по закладным и процентов по кредитам. Многие не могут бросить работу, не рискуя при этом своей финансовой безопасностью. Кроме того, как могут они пожертвовать пенсиями и страховкой, оплачиваемой компанией? Итак, уже на раннем этапе многие не в состоянии эмоционально принять роковой первый шаг, если только не вынуждены сделать его под влиянием какого-нибудь критического события, например потери рабочего места.

Почему из всех мужчин и женщин, которые действительно становятся предпринимателями, только немногие добиваются успеха? Как мы увидели в гл. 1, многие новые предприятия "умирают" в самом начале своей деятельности, половина из них прекращает свое существование в течение 18 месяцев с момента создания. Что же тогда позволяет предприятию добиваться успеха? Можем ли мы выделить основные черты удачливых предпринимателей? Если мы сможем это сделать, то тогда сможем и предсказать, какого типа мужчины и женщины, скорее всего, добьются успеха в качестве предпринимателей.

Начнем с того, что удачливые предприниматели, вероятнее всего, стремятся к очень большим достижениям. То есть подобно Генри Форду и Стивену Джобсу они горят желанием отличиться. В своем известном исследовании характеров предпринимателей профессор Дэвид К. Макклелланд из Гарвардского университета пришел к выводу, что они, вероятнее всего, преуспевают, если обладают шестью характерными чертами, приведенными в примере 2.3. Эти характерные черты не поддаются четкому разделению, переходя одна в другую, как цвета спектра.