История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Определение эффективности закупочной деятельности

Предприниматель должен контролировать ход закупок, по меньшей мере, один раз в год, при этом он должен получить ответы на два ключевых вопроса:

В какой мере затраты моей компании на приобретение сопоставимы с затратами конкурентов?

Каковы потери от усадки, брака и краж?

Простым способом измерения эффективности закупочной деятельности является сопоставление себестоимости продаваемой продукции компании со средним показателем по отрасли. Такие среднеотраслевые показатели, публикуемые ежегодно торгово-промышленными ассоциациями и профессиональными объединениями, могут быть использованы в качестве сравнительных нормативов.

Пример. Владелец книжного магазина имеет выручку от продаж 240 тыс. долл., тогда как себестоимость проданного товара составила 160 тыс. долл. Для того чтобы оценить эффективность закупок, он будет сравнивать ее со средним показателем равных по величине магазинов этой же отрасли, как это показано в следующей таблице.

Данные таблицы показывают, что предприниматель слишком много средств затратил на покупки — 66,7% выручки от продаж, тогда как средний показатель по отрасли составляет 64,0%. Предприниматель должен срочно найти причину столь низкой эффективности и принять меры для ее устранения.

Потери от усадки, порчи товара или краж рассматриваются далее в настоящей главе.

Управление запасами

В производстве запасы — это материалы и полуфабрикаты, которые хранятся на складе и используются для производства готового продукта. В розничной торговле запасы — это товары на продажу клиентам, которые хранятся в складских помещениях и на выставочных полках. К запасам относятся только материальные товары. Очевидно, что мастерство рабочих не хранится в запасниках.

Зачем вообще нужны товарно-материальные запасы? Хотя этот вопрос задается довольно редко, предпринимателю не следует им пренебрегать. От ответа на него в значительной мере зависит правильность планирования и контроля запасов. Вот некоторые доводы в пользу хранения запасов. Например, их наличие позволяет:

избегать потери клиентов из-за отсутствия запасов;

клиенту изучить товар перед его покупкой;

использовать возможное повышение или понижение цен на сырье;

обеспечить работу предприятия без его остановки или сокращения персонала;

выпускать продукцию в объемах, позволяющих минимизировать издержки;

играть на росте цен и затрат;

гарантировать быстрые поставки клиентам;

оградить себя от забастовок.

Этот перечень, конечно, неполон, и, кроме того, ни один из доводов не работает сам по себе, так как многие из них перекрываются. Каждый предприниматель должен тщательно продумать, зачем ему нужны запасы, прежде чем планировать и контролировать их величину.

Так, в приведенном ранее примере владелец книжного магазина должен из огромной массы книг выбрать те названия, которые лучше всего отвечают вкусам его клиентуры. Отсюда следует, что созданный таким образом запас книг призван удовлетворять специфические интересы именно этой клиентуры, а личные предпочтения владельцу приходится подчинять интересам клиентов. Ему приходится быть гибким и считаться с пристрастиями своих клиентов, например к научной фантастике или магии, даже если он сам не испытывает интереса к подобной тематике.

Прогноз и контроль

Перед планированием материально-технических запасов предприниматель всегда должен прогнозировать доходы от продаж. Однако лишь предприниматели, обладающие монополией на ненасыщенных рынках, могут с определенностью сказать, каким будет спрос на их продукцию, и таким образом с достаточной точностью контролировать состояние своих запасов. Для большинства же предпринимателей сроки и объемы поставок не поддаются сколько-нибудь точному прогнозированию.

Кто, например, знает, какова будет потребность в открытках, специально выпускаемых ко дню Святого Валентина? Но каким бы ни был прогнозируемый спрос, каждому ясно, что этот спрос станет нулевым, как только минует 14 февраля; отсюда понятно, что предприниматель может быть жестоко наказан, излишне доверяя прогнозам. Для того чтобы заказать нужное число открыток, предпринимателю следует полагаться прежде всего на управление запасами. Задачей управления запасами является поддержание баланса конфликтующих между собой интересов, как это показано в примере 17.4. Целями управления запасами являются:

содержание фондовых запасов, достаточных для быстрого выполнения заказов;

содержание запасов на низком уровне с целью сокращения средств, вкладываемых в них;

Пример 17.4

Конфликтующие интересы, оказывающие влияние на величину запасов

содержание запасов на высоком уровне с целью обеспечения непрерывного производства, несмотря на возможное увеличение и падение спроса. Таким образом предприниматель сможет избежать дорогостоящих остановок производства и временных увольнений.