История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Анализ товарного оборота

Для того чтобы сохранить баланс названных конфликтующих интересов, предпринимателю следует обратиться к идее оборачиваемости товарных запасов. Наряду с прогнозированием анализ товарооборота помогает предпринимателю в общих чертах подсчитать, на сколько месяцев он должен иметь запасы. Как мы видели в гл. 13, оборот, как правило, служит в качестве оптимального показателя того, насколько эффективно предприниматель управляет своими закупками.

Пример. Компания "Стейн бразерс" на востоке страны (оптовая торговля продуктами питания) большую часть продукции покупает непосредственно у фермеров в различных регионах страны. Покупателями продукции являются фирмы, обслуживающие широко разбросанные по территории местные общины, иногда на доставку требуется около восьми дней, что слишком много для скоропортящихся продуктов. Из-за большого временного разрыва между закупкой и поставкой компании приходится постоянно контролировать уровень цен.

Практика меняется в зависимости от времени года и местных привычек клиентов, но закупки приходится делать задолго до розничной продажи. "Стейн бра-зерс" поставляет продукцию в универсамы, учреждения, а также другим оптовикам. Спрос на каждый готовый продукт постоянно меняется в зависимости от его качества до начала продажи, а также от количества этого же товара, продаваемого другими поставщиками.

Контроль величины запасов на конец каждого рабочего дня нужен потому, что каждый продавец должен знать, сколько товара и какой партии остается для продажи на утро следующего дня. Как правило, такая инвентаризация проводится для того, чтобы проследить ход продаж по каждой позиции или количество вновь поступившего товара. Компания "Стейн бразерс" хорошо осведомлена о том, сколько получено прибыли с каждой покупки, поскольку проводит инвентаризацию каждые два или три дня (два раза в неделю, или 100 раз в год). Кроме того, управленческий персонал "Стейн бразерс" всегда в курсе происходящих на рынке перемен 4 .

Годовая оборачиваемость, равная 100, считается усредненным показателем для оптовиков бакалейно-гастрономических товаров. Более низкий оборот, скажем 90, уже следует воспринимать как сигнал о том, что торговец сбывает неходовой или испорченный товар. Более высокий оборот, скажем 110, сигнализирует о том, что торговец продает достаточно ходовой товар. В случае если по величине выручка одна и та же, это означает, что инвестиции в запасы меньше при обороте 110, чем при обороте 90. Как правило, чем меньше сре дств вкл адывается в создание запасов, тем лучше в той мере, в какой отсутствие запасов не тормозит процесс производства. (Отрицательный уровень запасов возникает тогда, когда товар кончается на складе и полки остаются на некоторое время пустыми.)

Оборачиваемость запасов у оптовика, сбывающего бакалейно-гастрономическую продукцию, отличается от оборачиваемости у других оптовиков или розничных торговцев. Например, среднегодовой оборот магазина одежды составляет 3, магазина бытовых приборов — 4, а ресторанов — 22. Производственные компании также имеют большой разброс по обороту. Некоторые химические предприятия обновляют свои запасы 100 раз в год. Напротив, на металлургических заводах показатель оборачиваемости запасов не превышает 3. Целью предпринимателя при закупках должно быть стремление получить показатель оборачиваемости, равный среднеотраслевому или выше него.

Пример. Предприятие розничной торговли, продающее мужскую одежду, получит, по прогнозам, выручку от продаж в размере 1200 тыс. долл. в будущем году. В этой отрасли запасы в среднем оборачиваются более трех раз в год. На сколько месяцев торговли следует иметь наличных запасов? Сколько средств надо инвестировать на создание этих запасов? Для ответа на эти вопросы розничный торговец должен проделать следующие расчеты: