История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Отношение затрат на приобретение к продажной цене.

Однако показатель оборачиваемости как критерий оценки состояния запасов небезупречен. Часто предприниматели ошибочно полагают, будто чем выше оборачиваемость, тем выше прибыль. Это не всегда так. В частности, показатель оборачиваемости ничего не говорит о выгодных продажах, которые не состоялись из-за отсутствия товара. Рассмотрим крайний случай.

Пример. В магазине скобяных изделий запас состоит всего лишь из одного ножа. На полках больше ничего нет. Владелец магазина продает один нож в день. После каждой такой продажи владелец идет в оптовый магазин по соседству и покупает еще один нож. К концу месяца оборачиваемость товарных запасов составляет 30 раз в месяц, или 360 раз в год. Но достаточно ли эффективно действовал владелец магазина? Многие продуктивные продажи не состоялись из-за отсутствия запасов. Наличие собственных запасов, обеспечивающих пятикратный оборот в год, дали бы намного лучшие результаты.

Подобно многим другим аспектам управления предприятием не существует единственного лучшего способа управления запасами. Предпринимателям предлагаются различные методики, позволяющие ответить на следующие вопросы:

Каков оптимальный уровень запасов для данного товара?

Где хранить запасы?

Надо ли вообще иметь запасы?

Подобные методики, как правило, мало что дают предпринимателю. Их простые формулы могут найти применение в массовом производстве или в работе сети розничных магазинов, но они не подходят небольшим и растущим предприятиям. Сама по себе методика не играет столь важной роли, в сравнении, например, с тем ходом рассуждений, которым обычно пользуются предприниматели при анализе практики управления запасами:

"Если бы предприниматели могли применять систематический подход к анализу своих снабженческих проблем, они могли бы лучше справляться с каждой конкретной ситуацией в отдельности. Они имели бы больше уверенности в том, что пользуются правильными формулами"6.

Инвентаризация наличных запасов

При инвентаризации наличных материальных ценностей действительное наличие материалов сравнивается с данными в учетных документах. Если запасы по бухгалтерским книгам не совпадают с наличными запасами, то в учетные документы следует немедленно внести исправления. Если эта разница существенна, предприниматель должен найти причины, с тем чтобы разрешить проблемы.

Существует несколько возможных причин нехватки запасов. Например, товар может затеряться, быть украден, выброшен или пропущен в ходе инвентаризации. Могла быть допущена халатность в процедуре приемки или составления накладной. Среди названных причин мелкие кражи наиболее объяснимы. Другие причины не столь очевидны, но одинаково убыточны.

Если действующие правила приемки товара несовершенны, то может случиться, что служащий не пересчитает реально полученное количество товара и не сравнит его с накладной, выписанной поставщиком. Если товара по количеству меньше, чем указано в счете-фактуре, предприниматель должен будет выплатить разницу.

Товар может быть продан клиентам, а счет им не будет выписан по недосмотру или невнимательности. В таких случаях предприниматель будет терпеть убытки, по величине равные стоимости товара, а также не получит прибыль, которую должен был бы заработать на продаже.

Может случиться, что клерки примут к возврату товар, который уже невозможно будет продать, так как он поврежден, загрязнен или имеет нарушенную упаковку. Часто предприниматель не знает, как вернуть товар своему поставщику, если этот товар непригоден к перепродаже

Итак, для того чтобы свести к минимуму нехватку товаров и не притупить внимание работников, предприниматель должен регулярно проводить инвентаризацию наличных товарных запасов (даже еженедельно, если это необходимо). По данным Администрации малого бизнеса США, большинство предпринимателей предусматривают меры, ограждающие их от краж, но лишь немногие стремятся предохранить себя от нехватки товаров, возникающей в силу действия таких факторов, как неправильная процедура приемки, неправильное выписывание счетов или порча товара.

Стоимость товарно-материальных запасов

Закупка и содержание товарно-материальных запасов — дело дорогостоящее. В то же время многие предприниматели считают только закупочные цены материалов, не принимая во внимание издержки, которые приходится нести уже после закупки товаров. В эти затраты входят:

хранение и обслуживание;

проценты, страховка и имущественные налоги;

устаревание и порча;

ведение учета.

Насколько высоки издержки на содержание товарно-материальных запасов? По некоторым оценкам, эти издержки составляют 21% затрат на приобретение запасов, как это показано в примере 17.5. В то же время издержки на содержание запасов сильно различаются по отраслям.

Главная причина, по которой предприниматели не считаются с издержками на хранение запасов, заключается, как представляется, в том, что они как таковые не учитываются в бухгалтерских счетах. Платежи по процентам и имущественные налоги, например, можно легко выделить и идентифицировать. Но другие затраты на содержание с трудом поддаются измерению, особенно когда речь идет о стоимости денег (альтернативных затратах) и издержках вследствие нехватки запасов.

Альтернативные затраты. Альтернативные затраты, которые часто упускают из виду, можно отнести к наиболее критическим издержкам на хранение запасов. Почему? Потому что деньги, не инвестированные в товарно-материальные запасы, можно было бы вложить куда-нибудь еще, например в расширение предприятия; потери в доходах, вытекающие из упущенной возможности, — это и есть стоимость денег, инвестированных в содержание запасов. Этот показатель с трудом поддается оценке, так как он зависит от влияния на величину дохода других возможностей.

Издержки вследствие нехватки запасов. Издержки, связанные с содержанием слишком малых товарно-материальных запасов, могут быть столь же значительными, что и при хранении избыточных запасов. Предприниматели часто не обращают внимания на издержки этого рода, так как нехватка не так бросается в глаза, как избыточность. В издержки вследствие нехватки запасов могут входить:

Пример 17.5

Подлинная стоимость запасов

потери в доходах из-за того, что предприниматель не смог выполнить заказ клиента;

дополнительные затраты, направленные на ускорение производственного процесса или на приостановку производства другого изделия, чтобы не упустить заказ клиента;

потеря репутации и утрата будущих заказов.

Затраты, связанные с нехваткой запасов, с трудом поддаются расчету. Если, например, упущен заказ стоимостью 1 тыс. долл. только из-за нехватки запасов, то издержки вследствие нехватки запасов в случае данного заказа составляют всего 1 тыс. долл. Но сколько будущих заказов от этого же самого клиента потерял предприниматель? Эту величину невозможно определить с какой-либо степенью точности, но тем не менее этот вид издержек вполне реален.

Резюме

Вопрос о том, насколько успешно предприниматели осуществляют закупки и управляют товарно-материальными запасами, может определить, прибылен ли или убыточен бизнес. Наряду с финансами, маркетингом и производством закупочная деятельность есть одна из важнейших функций руководителя. В среднем более 50% из каждого доллара продаж затрачивается на приобретение материалов и услуг.

Предпринимателям следует планировать и контролировать закупки с таким же вниманием, какое они уделяют другим направлениям деятельности предприятия. Их задачей должна быть закупка товаров и услуг нужного качества, в нужных количествах, в нужное время, у нужного поставщика и по приемлемой цене.

Как правило, оборачиваемость товарно-материальных запасов является оптимальным критерием эффективности деятельности предпринимателя по управлению закупками и материальными запасами. Показатель оборачиваемости, равный среднему показателю для данной отрасли, свидетельствует о достаточно благоприятном управлении закупками и запасами.

В большинстве отраслей экономики товарно-материальные запасы и их приобретение имеют одинаково важное значение . Не имея достаточных запасов, предприниматель может потерять клиентов и не предоставить обещанные услуги. А для того чтобы планировать и управлять своими запасами, предприниматели должны регулярно подводить баланс таких конфликтующих между собой интересов,

как моральное устаревание товаров, снижение инвестиций в запасы и предоставление высококачественных услуг.