История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Новаторство

Новаторство является наиболее заметной чертой характера предпринимателя. Как показывает пример Генри Форда, предприниматели стремятся решать новые задачи, изготовляют продукцию новыми способами, как бы вплетают старые идеи в новые узоры, чаще предлагают решения, нежели оправдывают неудачи.

Однако на практике роль предпринимателя часто отличается от роли новатора. Хотя новаторство может быть жизненно необходимым для предпринимательства, оно становится предпринимательским только тогда, когда претворяется в производство на пользу потребителям. Например, хотя транзистор изобрели американцы, максимальную выгоду от его производства, сбыта и приспособления к новым изделиям получили японцы.

Пример. Именно Стивен Джобе выпустил на рынок персональный компьютер "Эппл 1Г Н о он не один совершил эту революцию.

Стивен Возняк, приятель Джобса, 32 лет, создал "Эппл II" Он работал на основе ранее существующей технологии, радикально уменьшая размеры компьютера и делая их приемлемыми как для индивидуальных потребителей, так и для корпораций.

Стив [Джобе] не сделал ни одной схемы, конструкции или частички кода, — говорит Возняк, который везде рассматривается как подлинный технический волшебник страны Оз , принадлежащей Джобсу. — Он вообще не занимался компьютерами и до этого дня никогда не читал руководства по ЭВМ. Но в мою голову никогда не приходила мысль о сбыте компьютеров. Именно Стив сказал: "Давай-ка выставим их напоказ и продадим немного".

Обоснованная рискованность действий

Любое новое предприятие представляет риск для предпринимателей. Они могут добиться успеха или потерпеть неудачу, но не могут предвидеть, что их ожидает. Предприниматели, скорее всего, будут избегать предприятий, имеющих невысокие шансы на успех. Одним из таких примеров является автомобильная промышленность. Немногие предприниматели решились бы предложить экологически чистый автомобиль для соперничества с автомобильной отраслью, опирающейся на миллиарды долларов, потому что их шансы на успех в этом деле практически отсутствуют.

В то же время большинство предпринимателей избегают и простых задач, потому что удовлетворение от выполнения такой задачи окажется слишком малым для оправдания затраченных усилий. Невозможно представить предпринимателей, занимающихся рутинной работой вроде сортировки пуговиц или размалывания кофе.

Однако хотя предприниматели обычно выбирают предприятия, попадающие в интервал между двумя крайними случаями, они все же тяготеют к высокому риску.

Пример 2.3

Личностные черты, обычно проявляющиеся у предпринимателей, которые добиваются больших успехов

Они, вероятнее всего, выберут предприятия, где риск неудачи высок. Почему? Потому что считают, что скорее достигнут удовлетворения и успеха от задач с большой степенью неопределенности, но соответствующих уровню их мастерства. Именно выбор степени риска, соответствующей их способностям, делает их риск обоснованным. Подобно альпинистам, испытывающим свои способности на местности, которая отвечает их знаниям и опыту, но одновременно требует напряжения сил, предприниматели являются разумными искателями приключений.

Пример. В 1967 г., будучи бухгалтером в крупной фирме, Томас Фатжо основал компанию, которая, в конце концов, превратилась в крупнейшее предприятие в стране по вывозу твердых отходов. Названная "Браунинг-феррис индастриз", компания к 1988 г. стала насчитывать 19 900 работников и получать доход в размере 2,2 млрд. долл.

Фатжо фактически создал совершенно новую отрасль экономики. Он заметил, что большинство мусороуборочных компаний были весьма мелкими местными заведениями, обычно принадлежащими мужчинам в возрасте около 50 лет, без средств на модернизацию или расширение.

Фатжо рассудил, что эти компании и их безденежные владельцы подготовлены к тому, чтобы получить громадную выгоду от продажи своих компаний. А "Браунинг-феррис индастриз" подготовлена к расширению путем приобретения большого числа компаний. Делая в среднем пять приобретений ежемесячно, каждое из которых, по его мнению, представляло умеренный риск, Фатжо смог создать первую национальную мусороуборочную корпорацию14.

В отличие от широко распространенного мнения предприниматели обычно избегают предприятий, которые представляют собой "чистые игры" Они стремятся к зависимости скорее от своих действий, чем от госпожи Удачи. Например, нет способа повлиять на пару игральных костей, конечно, если они не шулерские. Предприниматели предпочитают моделировать развитие событий при помощи собственных действий. Они хотят влиять на события, а не позволять им совершаться произвольно.