История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Постановка целей

Психологи часто определяют счастье как стремление к значимым целям, но не обязательно как их достижение. Данное определение счастья применимо ко многим предпринимателям: они счастливы,

лишь видя цель впереди, в будущем. Как показано в примере 2.4,

процессы постановки и достижения целей у предпринимателей постоянно сменяют друг друга.

Для предпринимателей выбор новой значимой цели сам по себе является стимулирующим фактором. Планирование и осуществление действий, необходимых для достижения цели, стимулируют их деятельность. Результатом часто становится "открытие двери", которая ведет еще к одной цели (как в нижеприведенном примере).

Пример. История Джозефа Хрупки является классической, чисто американской сагой о бедняке, ставшем миллионером, причем пережившем эту ситуацию дважды. В 1964 г. в возрасте 25 лет он переключился с "гонок за лидером" и 5-долларовых вложений на предприятие, занимающееся автомобильными прокладками и приносящее многие миллионы долларов прибыли. Через шесть лет его компания стала акционерной и стоила уже 17 млн. долл.

Как только популярность домашнего ремонта автомобилей стала падать, Хрудка продал свое предприятие нью-йоркскому конгломерату "У. Р. Грейс", получил от сделки 12 млн. долл. и еще 5 млн. долл. досталось другим акционерам.

Отошел ли он от дел? Нет. Будучи целеустремленным человеком, Хрудка начал активно работать на фондовой бирже и основал два новых предприятия. Однако "У. Р. Г рейс" не везло с компанией по производству автопрокладок, и в начале 80-х годов объединение продало ее обратно Хрудке за 4 млн. долл.

И снова правильный расчет решил все. Мелкий авторемонт опять стал популярен, и небольшая компания Хрудки еще раз превратилась в открытую акционерную компанию. Насколько он помнит, никому не удавалось сделать одну и ту же компанию открытой дважды. Его собственный капитал достиг 125 млн. долл., и программа "60 минут" телекомпании "Си-би-эс" (CBS) отметила его предпринимательский успех18.

Предприниматели, подобные Джозефу Хрудке, настойчиво стремятся к достижению поставленных целей. Как только они их достигают, то теряют интерес к дальнейшим действиям в данной отрасли, потому что это дает им незначительное ощущение успеха. Они упорно работают, если перед ними стоят трудноразрешимые задачи.

Ответственность

Предприниматели хотят, чтобы заслуга достижения успеха признавалась за ними, или же принимают на себя всю вину за неудачи. Чтобы оценить результаты своей деятельности, предприниматели могут использовать любой из ряда критериев, включая прибыль на вложенный капитал и темпы роста прибыли. Данные критерии определяют прибыль, потому что именно она лучше всего может показать предпринимателям, насколько хорошо они работают на рынке.

Пример 2.4

Постановка предпринимательских целей

Как видно из примера 2.5, прибыль действительно служит только критерием результатов деятельности, а не целью. По словам Марвина Боуэра, консультанта по менеджменту:

"Прибыль действительно является показателем конкурентной ценности вклада компании в благосостояние пользователей, дистрибьюторов и всего населения. И только путем максимального увеличения данного вклада компания может максимально повысить свою прибыль. Другими словами, необходимо сосредоточить усилия на факторах, которые производят прибыль, а не на самой прибыли. Возможно, применение прибыли в качестве показателя, а не цели, является различием только по названию, а не по сути. Может быть. Но это полезное различие для ориентации предпринимателей"19.

Прибыль играет еще одну роль — она является вознаграждением за принятие на себя риска. Предприниматели заслуживают получения определенного дохода (прибыли) на вложенный капитал, так же как отдельные вкладчики заслуживают получения определенного дохода (прибыли) на свои личные вклады. Более того, предприниматели заслуживают высокого дохода, потому что рискуют потерпеть неудачу, в то время как отдельные вкладчики обычно не подвергаются риску.