История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Определения малого бизнеса

Малый бизнес не поддается простому определению. Обычно мы применяем термин малый бизнес к так называемым "семейным лавочкам", например соседним магазинам и ресторанам, а термин крупный бизнес — к таким гигантам, как ИБМ и "Дженерал моторе" Но почти все предприятия в США попадают в интервал между этими двумя крайними случаями. Они могут считаться или крупными, или мелкими в зависимости от используемого критерия предельной величины предприятия. Однако существует ряд общераспространенных критериев:

совокупные активы (total assets) — совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия;

собственный капитал (owners equity) — совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами. В корпорации инвесторами обычно являются акционеры, которые приобретают акции; кредиторы — обычно те лица, которые ссужают денежные средства или предоставляют кредит;

ежегодная выручка от продаж (yearly sales revenue),

количество работников (number of employees).

Каждый критерий имеет свои достоинства, однако у критерия количество работников их больше, нежели у любого другого. Кроме всего прочего, данный критерий является:

инфляционно устойчивым (inflation-proof) — на него не влияют колебания покупательной способности доллара;

прозрачным (transparent)— его легко определять и понимать;

сопоставимым (comparable) — он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;

доступным (available) — данные по нему легко получить от предприятий.

Если мы примем количество работников в качестве критерия размера предприятия, то какой должна быть его предельная величина? Министерство торговли США рекомендует число 500, и именно этот критерий широко используют торговые палаты. Соответственно в данной книге мы будем называть предприятие малым, когда на нем занято менее 500 работников (если нет иных указаний).

Почти все критерии должны отвечать определенным требованиям. Используемые нами критерии не составляют исключение. Чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно иметь в штате не более 500 наемных работников, принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоятельно управляться. Это требование приводит к исключению многих франшизных предприятий. Инвестор, который покупает франшизу, часто должен существовать в соответствии с многочисленными договорными обязательствами, например соблюдать определенную продолжительность рабочего дня, ежемесячно платить франшизеру и составлять месячные отчеты об исполнении финансового плана. В подобных случаях подлинным хозяином является франшизер — продавец франшизы, а не ее покупатель.

Определения администрации малого бизнеса США

Теперь рассмотрим другие определения малого бизнеса, а именно те, которые сформулированы Администрацией малого бизнеса США, или АМБ (Small Business Administration, SBA). Конгресс США учредил данное федеральное агентство в 1953 г. для оказания содействия развитию малого бизнеса. Для этого АМБ предлагает программы помощи руководителям малых предприятий в повышении их управленческой квалификации и получении ссуд.

Для малых предприятий, которые пытаются найти льготные кредиты, АМБ сформулировала критерии определения размера предприятия почти по каждой отрасли в соответствии со среднеотраслевыми показателями. Например, по определению АМБ, малые предприятия — изготовители ЭВМ должны иметь менее 1000 работников. Предприятие со штатной численностью 600 или 800 работников в другой отрасли не будет считаться малым, но поскольку в данной отрасли средний показатель является высоким из-за таких гигантов компьютерного производства, как ИБМ, то 1000 человек — это предельная величина.

В примере 1.1 перечислены критерии, по которым АМБ относит предприятия к категории малых в отдельных отраслях, а в примере 1.2 они классифицированы в более широкие отраслевые группы.

Определения АМБ ни в коей мере не являются жесткими и нерушимыми и в некоторых случаях изменяются. Например, в 1966 г.

Пример 1.1

Критерии АМБ для отнесения предприятий в некоторых отраслях к категории малых

АМБ отнесла "Америкэн моторе " к категории малых предприятий, чтобы дать возможность компании участвовать в торгах на получение некоторых правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн моторе " считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. АМБ оправдывала свое решение применением редко используемого критерия предельной величины, а именно тем, что предприятие относится к категории малых, если оно не доминирует в отрасли. "Америкзн моторе " легко подпадала под этот критерий.

Пример 1.2

Критерии АМБ для отнесения предприятий основных групп отраслей к категории малых

Многие определения АМБ действительно включают предприятия средних размеров. Например, фирма-производитель, на которой работают 1000 человек, имеет годовую выручку от продаж свыше 50 млн. долл., поэтому неспециалисты скорее не будут считать такое предприятие малым.