История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Сфера услуг

Из четырех основных групп отраслей обычно легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению многих услуг можно управлять прямо из дома или из конторы. Примерами являются телефонные справочные службы и консультационные фирмы по вопросам управления. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Другие услуги, например мотели и профессиональные спортивные команды, требуют гораздо больше инвестиций. Например, франшизы профессионального баскетбола переходят в другие руки за высокую цену, например 65 млн. долл. Подобно розничной торговле услуги насчитывают сотни разных типов — от мастерских по чистке обуви до агентств по аренде автомобилей, от брачных консультантов до нейрохирургов.

Услуги обладают магнетической привлекательностью для предпринимателя. В отличие от розничной торговли услуги открыты для новаторства и сулят предпринимателям наиболее высокую прибыль на затраченные время и средства. Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и специалисты по ЭВМ работают самостоятельно.

Пример. Поршия Айзексон из г . Ричардсона, шт. Техас, предугадала широкое распространение применения микрокомпьютеров. Она почувствовала себя достаточно уверенной, чтобы в 1976 г. рискнуть открыть один из первых в стране магазинов по продаже ЭВМ.

Позднее она оставила розничную торговлю и основала собственную фирму по составлению технологических прогнозов и предоставлению консультаций — "Фью-чер компьютинг". Ее фирма специализируется на производственном и стратегическом планировании для разных клиентов, включая ведущих производителей и розничных торговцев вычислительного и электронного оборудования3.

Подобно розничной торговле сфера услуг вполне пригодна для франчайзинга; для многих видов услуг это наименее дорогостоящий способ расширения деятельности.

Пример. Американское маниакальное стремление к стройности продолжает способствовать набиванию бумажников франшизеров (franchisors), предлагающих оздоровительные курсы для похудания. В США имеется свыше 21 млн. взрослых людей с избыточным весом или страдающих ожирением. Эндрю Костецка, эксперт по товарам широкого потребления в Министерстве торговли США, поясняет, что рынок для физкультурно-оздоровительных центров растет, поскольку у людей больше свободного времени и они "больше заботятся о своем здоровье и лучше образованны"

Одним из франшизеров, добившихся заметного успеха на этом рынке, является "Дайэт свитер" из г. Рексбурга в шт. Айдахо. Основанный в 1972 г., "Дайэт сентер" разросся до 2200 франшизных предприятий в США и Канаде. Он продает по два новых оздоровительных центра в неделю.

Крупные предприятия представляют собой незначительную угрозу малым предприятиям по предоставлению услуг. Большую опасность представляет потребитель, который становится домашним умельцем. В некоторых случаях предприниматели отвечают на это созданием новых услуг, которые трудно копировать. Например, парикмахерские салоны создают прически, которые невозможно повторить в домашних условиях.

Давайте рассмотрим характер некоторых конкретных видов услуг и их доступность для предпринимателей.

Средства массовой информации

В средствах массовой информации, таких, как журналы, газеты, телевидение и радио, преобладает крупный бизнес. Сам их характер ограничивает возможности создания новых предприятий. Но их притягательность настолько велика, что некоторые предприниматели пытают счастье в основании, например, нового журнала, рассказывающего о переделанных гоночных автомобилях, или новой пригородной газеты, описывающей местные события.

Пример. В 1953 г. Хью Хефнер заложил мебель за 600 долл., собрал еще 10 000 долл. и начал выпускать новый журнал. Название? "Плейбой" Вскоре Хефнер создал издательско-развлекательную империю с объемом продаж, достигающим почти 400 млн. долл. в год.