История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Взгляд в будущее

Каким будет завтра? Какие товары и услуги понадобятся потребителям через 10—20 лет? В каких отраслях будет возможен предпринимательский поиск?

Прогнозирование будущего — высокое искусство. Объем знаний увеличивается в настоящее время так бурно, что лидеры отраслей экономики должны заглядывать на 5, 10 или 20 лет вперед только для того, чтобы не отстать сегодня. Фактически наш запас знаний удваивается каждые 5 лет, или в несколько сотен раз быстрее, чем в 20-х годах. Для сравнения: в каменном веке объем знаний удваивался каждые 100 000 лет.

Футурологи предсказывают, что мир в ближайшем будущем будет совершенно отличным от сегодняшнего . Например, в 2000 г. произойдет мощный прорыв в предпринимательском образовании. Федеральное правительство уже взяло на себя обязательство по развитию предпринимательского образования в средних школах, а также в колледжах.

Другие прогнозы, приведенные в примере 3.4, взяты из работ Общества будущего мира (World Future Society). Каждая из показанных тенденций вдохновляет и стимулирует предпринимательскую деятельность.

Прогнозы, подобные этому, позволяют понять, в каких отраслях находятся лучшие возможности для предпринимательского поиска.

Однако определить это достаточно точно невозможно. Вероятно, что предприниматели будут вовлечены в те отрасли, которые готовы к устойчивым повышательным тенденциям в отношении прибыли, свободного времени, индивидуализма, урбанизации и технологии.

Теперь рассмотрим данные тенденции подробнее.

Изобилие и свободное время

Американское общество действительно является обществом изобилия и, вероятнее всего, станет еще более богатым к 2000 г. Разрыв между имущими и неимущими будет сокращаться не только в США, но также и за рубежом. По мере роста изобилия увеличивается свободное время. Какие отрасли, скорее всего, воспользуются этой повышательной тенденцией? Назовем некоторые из них:

отдых и путешествия;

банковское дело и брокерские операции на фондовых биржах;

недвижимое имущество;

предметы роскоши и специального ассортимента;

образование;

бальнеологические курорты и косметические салоны;

рестораны;

спортивные товары;

исполнительские виды искусства и развлечения;

полиграфия.

Пример 3А

Отдельные долгосрочные тенденции, оказывающие влияние на США

Общественные тенденции

Подъем наукоемких отраслей. К 2000 г. около половины работающих в сфере услуг будут заняты сбором, анализом, синтезом, хранением и поиском информации. И половина из них будет работать дома.

Подъем среднего класса. В настоящее время большинство семей зависит от доходов двух работающих членов семьи. Поскольку в семьях становится меньше детей, повышается экономическое благосостояние за счет распределения дохода между меньшим числом людей.

Технологические тенденции

Все большее преобладание технологии в экономике и обществе. Многие технологические достижения в вычислительной технике и робототехнике окажут прямое воздействие на образ жизни и работы людей. К 2000 г. искусственный интеллект будет почти повсеместно использоваться компаниями и государственными учреждениями для переработки данных и решения проблем.

Высокие темпы технологического оборота. Интервал между идеей, изобретением и его воплощением (время между фундаментальными исследованиями и применением) постоянно сокращается; удачная продукция должна очень быстро переходить с технологической стадии на рынок.

Образовательные тенденции

Распространение образования и профессионального обучения в обществе. Для таких программ, как программа дошкольного образования "Рывок", программа федеральной помощи обездоленным детям, служба трудоустройства и закон о партнерстве в области профессионального обучения, требуется ежегодное увеличение федеральных расходов на 5 млрд. долл.

Новые технологии значительно облегчат процесс профессионального обучения. Образование станет более индивидуализированным, поскольку новые средства обмена информацией, например диалоговые ЭВМ и видеодиски, дадут возможность учащимся получать знания в соответствии с их потребностями и способностями.

Тенденции в области рабочей силы и труда

Еще большее число женщин войдет в состав рабочей силы. Около 63% новых работников между 1985 и 2000 гг. составят женщины.

Снижение уровня рабочей этики. Гарантия занятости и высокая зарплата уже не являются теми стимулами, которыми они некогда были, в связи с высокой степенью социальной мобильности и стремлением людей в настоящее время к реализации своих возможностей.

Тенденции в области ценностей и социального обслуживания

Разнообразие как явная ценность. Распространенная ранее идея заключалась в приспособлении, слиянии с группой. Это уступает место, особенно среди национальных меньшинств, гордости за культурное наследие и принятию различий во всех аспектах жизни общества.

Общие ожидания высокого уровня социального обслуживания. Увеличение объема услуг и удо бств дл я глухих, слепых, других инвалидов, бедных, немощных и престарелых.

Тенденции в области семьи

Увеличение свободного времени. Автоматизация, широкое внедрение робототехники и ЭВМ приведут к сокращению рабочей недели до 32 ч, что означает увеличение свободного времени.

Улучшенное питание и движение за здоровый образ жизни увеличат среднюю продолжительность жизни. Средний срок жизни человека, родившегося в 1986 г., составит 74,9 года (сейчас средний срок жизни мужчины равен 71,5 года, женщины — 78,5 года). С начала века продолжительность жизни каждого поколения увеличивается на три года по сравнению с продолжительностью жизни предыдущего.

Индивидуализм

Все больше и больше мужчин и женщин станут выбирать работу на себя, а не на кого-то другого. При наличии большего свободного времени они могут работать по совместительству, создав собственные предприятия. Многие будут работать на дому. К отраслям, которые, скорее всего, выиграют от этой тенденции, относятся следующие:

юридические услуги;

консультации по управлению;

бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций;

заказы по почте;

телефонные справочные услуги;

составление программ для ЭВМ;

финансовые услуги.

Урбанизация

К 2000 г. все больше людей будут проживать в городских районах; в результате потребители станут более разборчивыми, они будут искать товары и услуги наилучшего качества. Нижеперечисленные отрасли, вероятно, выгадают от большей искушенности потребителей:

аренда оборудования;

зоомагазины;

детские учреждения;

жилищное строительство;

модная одежда, гастрономия и модные лавки;

бытовые компьютеры, электронная аппаратура и стереосистемы.

Технология

Лаборатории США продолжат разработку новых приспособлений, машин и товаров. Многие из них окажутся настолько сложными, что их ремонт и обслуживание невозможно будет проводить самостоятельно, поэтому сильный рост предвидится во многих отраслях услуг, в их числе:

слесарно-водопроводное дело;

ремонт телевизоров и бытовых электроприборов;

обслуживание электронной аппаратуры;

ремонт автомобилей;

уход за газонами.

Быстрое развитие технологии привлечет предпринимателей также в область производства. По мере появления изобретений будут возникать потребности в предпринимателях для производства и сбыта новой продукции. Множество новых товаров появится в таких отраслях, как:

химическая промышленность;

оборудование для охраны окружающей среды и экономии электроэнергии;

ЭВМ, автоматизированное оборудование и электроника;

медицинское оборудование;

конторское оборудование;

робототехника, биотехнология и средства связи.

Областью, которая будет стремительно развиваться, является высокотехнологичное предпринимательство. Министерство труда США определяет высокотехнологичное предприятие как компанию, которая расходует на научные исследования и разработки в два раза больше, чем в среднем по всем производственным компаниям, либо насчитывает среди своих сотрудников не менее 5% работников с учеными степенями в технических науках, например химической технологии и электротехнике, или фундаментальных науках, например химии и физике.

В общественном сознании высокая технология обычно вызывает образы таких отраслей, как робототехника, биотехнология и телесвязь. Именно такие отрасли, отмеченные быстрыми и иногда ошеломляющими изменениями, преобладают в новостях и привлекают общественное внимание. Однако из 600 тыс. новых предприятий, создаваемых ежегодно, не более 1,5%, или около 10 тыс. предприятий в год, относятся к высокотехнологичным компаниям. К остальным 590 тыс. относятся следующие группы компаний:

Пример 3.5

Иерархия технологии

Высокотехнологичные отрасли опираются на средн е- низко- и нетехнологичные отрасли.

Среднетехнологичные компании, например изготовители хирургических инструментов или малые роботизированные литейные предприятия для производства специального литья.

Низкотехнологичные компании, например фирмы по предоставлению финансовых услуг или изготовители игрушек.

Нетехнологичные компании, например новые рестораны с национальной кухней или мусороуборочные компании

Короче говоря, высокая технология должна обеспечивать основной прирост рабочих мест завтрашнего дня. Однако для достижения успеха она должна опираться на увеличивающиеся рабочие ресурсы в средне-, низк о- и нетехнологичных компаниях, как показано в примере 3.5. Эти низшие уровни технологии имеют такое же жизненно важное значение для экономики, как и высокая технология, и они так же богаты предпринимательскими возможностями.

Перспектива

От настоящего момента и до 2000 г. следует ожидать появления больших возможностей для предпринимательства, чем когда-либо раньше. Несомненно, конкуренция станет острее, но она будет стимулировать появление новых предприятий.

Однако некоторые отрасли быстро переходят из рук малого бизнеса в руки крупного бизнеса (это, по-видимому, происходит и с компьютерами). Тенденции к укрупнению обязательно повлияют на многие области производства, направления розничной и оптовой торговли и немногие области сферы услуг. Но новые предпринимательские возможности более чем компенсируют подобные тенденции. В действительности даже более старые отрасли, обычно рассматриваемые как отстающие, имеют возможности развития предпринимательства. К двум таким отраслям относятся текстильная промышленность и страхование.

Пример 3.6

Отрасли, в которых предполагается создание максимального количества рабочих мест в 1986—2000 гг. (в млн , единиц) Предполагается, что отрасли сферы услуг создадут до 2000 г. максимальное количество рабочих мест с оплатой в виде оклада или заработной платы.

Обе меняются так быстро, что являются частью высокотехнологичной революции. Например, в текстильной промышленности раскрой осуществляется лазерными лучами, а ткацкие станки управляются компьютерами, запрограммированными таким образом, чтобы имитировать неравномерность операций ручного ткачества. Страховые фирмы предлагают в настоящее время широкий ассортимент полисов, что было бы невозможно до применения ЭВМ.

Нашу вышеизложенную оценку отраслей, определяющих тенденции, подкрепляет Администрация малого бизнеса, мнение которой представлено в примере 3.6. Заметьте, что только две из представ ленных отраслей относятся к сфере услуг.

Резюме

Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Требования каждой основной группы отраслей — начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование — определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является его позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела.

Возможности развития предпринимательства имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Например, в производстве малый бизнес успешно конкурирует в высокотехнологичных отраслях, таких, как производство химических веществ и электроника. Сфера услуг благодаря легкости, с которой можно начать дело, привлекает многих предпринимателей и является наиболее быстро развивающейся частью американской экономики.

Жизнь в 2000 г. будет резко отличаться от сегодняшней жизни. Бурный рост знаний будет постоянно вызывать перемены, причем возрастающими темпами и главным образом благодаря универсальности ЭВМ. Честолюбивые предприниматели должны понимать тенденции в отраслях, чтобы лучше подготовиться к использованию появившихся возможностей в высоко-, средне-, низк о- и нетехнологичных отраслях.