История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Оценка финансовых аспектов предприятия

Обратимся теперь к важной проблеме оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. Финансовый анализ связан со следующими вопросами:

Каково состояние продаваемого предприятия?

Насколько прибыльным оно было?

Сколько оно стоит?

Роль финансовых отчетов. Чтобы облегчить ответ на подобные вопросы, покупатель должен начать с финансовых отчетов продавца. Многие покупатели слепо принимают любые финансовые отчеты, имеющие подпись бухгалтера. Следует помнить, однако, что бухгалтеры работают главным образом как консультанты. Они могут давать предложения, но не могут удержать продавцов от использования тех методов бухгалтерского учета, которые лучше всего служат их собственным целям.

Мысль о том, что деловые люди имеют возможность в большей или меньшей степени сами выбрать уровень прибыли, может показаться несколько странной. Однако владельцы обладают таким правом. Немногие владельцы фальсифицируют свои бухгалтерские книги, но имеется множество способов, с помощью которых они могут законным образом завысить или занизить прибыль. Например:

материально-производственные запасы могут учитываться при помощи различных способов, которые по-разному влияют на размер прибыли;

стоимость таких активов, как машинное оборудование и здания, можно занизить или завысить;

амортизация может быть ускорена или замедлена.

Один покупатель на основе своего горького опыта сказал:

"Мы изучали компании месяцами до совершения покупки. Мы проводили аудиторские проверки, присылали нашего ревизора, обращали внимание на каждую финансовую мелочь или, по крайней мере, так думали. И в каждом случае

мы обнаруживали нечто после приобретения, что нам оставалось неизвестным до завершения сделки. Иногда расхождения между тем, что, по нашему мнению, мы покупаем, и тем, что мы действительно купили, оказывались значительными. Теперь на основе опыта мы убедились, что финансовые отчеты в действительности не отвечают на вопросы, они только дают возможность задать их".

Эти проблемы являются особенно острыми в малых семейных предприятиях. Здесь бухгалтерская практика имеет тенденцию к большому разнообразию. Владельцы могут делать все возможные вычеты для снижения налогов, могут использовать самую быструю амортизацию для получения налоговых скидок, допускаемых Налоговым управлением США, или они скорее будут производить затраты, чем капитализировать издержки.

Аудит. Первый шаг покупателя при анализе финансовых аспектов предприятия должен заключаться в определении того, какие корректировки следует внести в финансовые отчеты продавца, чтобы оценить действительную стоимость предприятия. Чтобы сделать это, покупатель должен получить счета прибылей и убытков и балансы продавца, например за последние пять лет. Эти документы показывают, по крайней мере на бумаге, финансовое благосостояние продавца и прибыльность. Вооруженному этими отчетами покупателю следует изучить и проанализировать информацию, подобную нижеследующей :

счета, которые должны оплатить клиенты, чтобы убедиться, что они могут быть инкассируемыми;

материально-производственные запасы, чтобы убедиться в их наличии и качестве;

оборудование, чтобы убедиться, что каждая единица оборудования работает, а не простаивает;

банковские ссуды, счета, причитающиеся к оплате поставщикам, и прочие задолженности, чтобы убедиться в возможности их погашения;

арендные договоры, лицензии, франшизы и контракты, чтобы убедиться в возможности их переуступки;

документы публичного характера, чтобы убедиться в том, что продавец является официальным владельцем права собственности, что он не имеет задолженности по налоговым платежам, непогашенной гарантии на продукцию, непогашенных платежей по договорам купли-продажи и т.п.

Для проведения подобной аудиторской проверки покупателю обычно требуется помощь двух специалистов: бухгалтера и юриста. Их услуги совершенно незаменимы. Хотя гонорары подобных специалистов высоки и их заключение ни в коей мере не гарантировано от ошибок, они могут уменьшить вероятность неправильного выбора.

Как показано в примере 4.3, исследование предприятия продавца должно быть коллективной работой. Именно покупатель несет ответственность за то, чтобы его усилия сочетались с усилиями бухгалтера и юриста. Юрист обычно погружается в правовые аспекты, а бухгалтер сосредоточивается на ревизии. Покупатель никогда не должен упускать из виду необходимость обмена и сопоставления информации. Например, когда бухгалтер анализирует финансовую информацию, он может вскрыть нарушение продавцом норм налогообложения за прошлые годы. Покупатель и юрист должны немедленно получить информацию об этом факте. Затем юрист приступает к защите покупателя путем составления договора от принятия каких-либо юридических обязательств по погашению просроченных налогов. После этого, в свою очередь, покупатель оценивает последствия подобных неоплаченных налогов для предприятия продавца и решает, остается ли это предприятие все еще жизнеспособным и желательным для приобретения.

Установление цены

Покупатель, проведя тщательное изучение и анализ финансовых учетных документов предприятия продавца, должен перейти к проблеме установления его цены. И снова оценка предприятия продавца оказывается более искусством, чем наукой. На вопрос о стоимости и возможной покупной цене предприятия нельзя дать точный ответ: множество факторов, часто не поддающихся измерению, оказывает влияние на цену, которую как покупатель, так и продавец приписывают предприятию.

Пример 4.3

Предлагаемый порядок исследования потенциального приобретения

Исследование потенциального приобретения должно быть коллективной работой с участием покупателя, юриста и бухгалтера.

Следовательно, не существует наилучшего способа установления цены предприятия. Поэтому в ходе переговоров покупателю следует взглянуть на предприятие не только со своей точки зрения, но также и с позиции продавца.

При установлении цены предприятия продавца покупатель может использовать любой из двух традиционных методов: оценка чистой прибыли (earnings) и оценка активов (assets). Чистая прибыль является синонимом прибыли после вычета налогов (after-tax profits). Как показано в примере 4.4, метод оценки чистой прибыли требует, чтобы покупатель сосредоточил свое внимание только на чистой прибыли, прошлой или будущей. Метод оценки активов требует, чтобы покупатель сосредоточил свое внимание только на активах, т.е. без учета прибыльности.

Метод оценки прибыли

Покупатель, который выбирает метод оценки чистой прибыли, может использовать один из двух способов: капитализацию прибыли или личный доход. Метод капитализации прибыли предполагает, что покупатель в действительности приобретает ряд годовых прибылей. Это требует от покупателя ответа на вопрос: "Что я хочу заплатить за возможность зарабатывать определенную прибыль каждый год в течение, предположим, следующих 10 лет?" Для уточнения значения данного вопроса рассмотрим пример.

Пример. Предположим, что покупательница оценивает годовую прибыль книжного магазина в 10 тыс. долл. после вычета налогов в последующие 10 лет. Сколько должна заплатить покупательница продавцу за такую возможность? Чтобы ответить на этот вопрос, покупательница должна сначала оценить, какую следует ожидать прибыль на вложенный капитал. Давайте примем, что она ожидает прибыль на вложенный капитал после вычета подоходного налога в 15%. Почему 15%? Вероятно, потому, что она располагает другими возможностями, которые обеспечат именно такую прибыль. Или, может быть, она просто хочет получить прибыль таких размеров, даже если гораздо лучшей возможностью могут быть вложения в банк, которые приносят 10%.

Пример 4.4

Традиционные методы установления цены потенциального приобретения

Покупатель должен устанавливать цену потенциального приобретения с точки зрения как покупателя, так и продавца.

Или, может быть, потому, что 15% представляют собой текущую прибыль продавца на собственный капитал. Теперь мы можем получить покупную цену путем капитализации покупательской оценки среднегодовой будущей прибыли:

10 000 долл. = 15% х покупная цена. Покупная цена = 10 000 долл./15% = 67 000 долл. (с округлением).

Капитализация прибыли представляет собой широко распространенный метод оценки прибыли, хотя он часто дает ошибочные результаты. Во-первых, покупатели могут оценить прибыль после вычета налогов одним из нескольких способов, например учитывая:

только прибыль последнего года;

среднегодовую прибыль за последние пять лет;

среднегодовую прогнозируемую прибыль в последующие пять лет, определенную на основе предыдущей прибыли;

среднегодовую прогнозируемую прибыль в последующие пять лет, определенную на основе уверенности покупателя в том, что его управленческое мастерство поможет резко увеличить прибыль.

Первые два способа не стоит рекомендовать, поскольку они не учитывают изменений, которые могут произойти при передаче права собственности. И хотя третий способ действительно указывает на то, что будущее отличается от настоящего, только четвертый способ признает ключевую роль предпринимателя. В общем случае предприниматель станет приобретать предприятие только тогда, когда будет уверен в том, что его управленческое мастерство улучшит результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Метод капитализации прибыли устанавливает связь между прибылью после вычета налогов и суммарными капиталовложениями. Но это оценка прибыли с изъяном в том отношении, что предприниматели часто вкладывают мало собственных средств. Метод личного дохода, в свою очередь, рассматривает доход только с точки зрения личной прибыли покупателя, т.е. личного дохода на вложенный капитал предпринимателя. В этом методе выделяется денежная наличность, или ее эквивалентное выражение, которую может получить покупатель, приобретая предприятие. В нем принимается, что предприниматель отделяется от предприятия и его прибыли. Предприниматели могут получить прибыль на вложенный капитал в форме: 1) заработной платы; 2) дивидендов и процентов; 3) дополнительных нерегулярных доходов, включающих такие дополнительные льготы, как автомобиль, сезонные билеты на футбольные матчи и т.п.

Пример. Продавец предлагает свое предприятие по производству игрушек покупателю за 100 000 долл. После некоторого исследования покупатель оценивает, что его годовая личная прибыль составит:

24 000 долл. — заработная плата;

4 000 долл. — дополнительные нерегулярные доходы;

2 000 долл. — проценты за долгосрочную ссуду; 30 000 долл. — суммарный личный доход (денежная наличность - или ее эквивалент).

Теперь примем, что 100 000 долл. представляют собой твердую цену продавца за предприятие и что покупатель планирует обеспечить покупную цену следующим образом:

20 000 долл. наличными за акции для себя, сохраняя за собой 60% акций предприятия;

60 000 долл. наличными за акции с надбавкой для других лиц, предоставляя им только 40% акций предприятия;

20 000 долл. долгосрочной ссуды, предоставляемой покупателем предприятию.

Теперь подсчитаем, какова личная прибыль покупателя на вложенный им капитал? Это можно сделать следующим образом:

личный доход = 30 000 долл.; личные капвложения = 40 000 долл. (включая ссуду);

Выразим кратко сущность двух методов оценки чистой прибыли для установления цены предприятия: метод капитализации прибыли выделяет прибыль после вычета налогов, выраженную в форме процентов от суммарных капиталовложений в предприятие, а метод личного дохода выделяет личный доход покупателя, выраженный в форме процентов от личного вложенного капитала. Теперь рассмотрим метод оценки активов для установления цены предприятия.

Метод оценки активов

Метод оценки активов не учитывает будущую прибыль и вместо это сосредоточивается на активах продавца, таких, как здания, оборудование, товарно-материальные запасы и ожидаемые поступления. Метод оценки активов широко распространен (хотя его редко рекомендуют), потому что его легче использовать, чем метод оценки чистой прибыли, по которому покупатель должен выполнить сложную задачу прогнозирования прибыли для установления цены предприятия. Три традиционных способа оценки активов включают методы оценки балансовой стоимости, оценки скорректированной балансовой стоимости и оценки выбранных активов.

Балансовая стоимость представляет собой разницу между тем, чем располагает предприятие (активы), и тем, что оно должно (обязательства). Это хорошая точка отсчета для установления цены предприятия, поскольку покупателю необходимо только увидеть последний баланс продавца. Однако метод балансовой стоимости полон ловушек, потому что он ничего не сообщает покупателю об истинной стоимости предприятия. Например, предприятие может иметь балансовую стоимость в 100 тыс. долл. и в то же время ничего не стоить, потому что его активы не в состоянии привлекать клиентов с получением прибыли. Следует помнить, что покупатель больше заинтересован в приобретении прибыльности, чем активов типа земли, зданий и машин.

Метод скорректированной балансовой стоимости учитывает любую значительную разницу между балансовой и рыночной стоимостями активов, таких, как земля, здания и оборудование. Рыночная стоимость — это та стоимость, за которую активы могут быть проданы в настоящее время независимо от балансовой стоимости. Например, покупатель может скорректировать цену земли, зафиксированную в бухгалтерской книге продавца по первоначальной стоимости, поскольку ее ценность возрастает со временем.

При методе выбранных активов покупатель выбирает только те активы продавца, которые, как он считает, ему требуются. Невостребованные оборудование и товарно-материальные запасы остаются у продавца. Таким путем покупатель оценивает только части предприятия продавца, а не предприятие в целом.