История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Изобретение и предприниматель

Многие предприниматели являются также изобретателями. Часто они должны принять решение, подавать ли заявку на патент, который дает исключительные права на изобретение. Патенты часто помогают предпринимателям привлекать инвесторов, получать лицензионные платежи и останавливать нечестную конкуренцию. Однако патентование продукции требует времени и денег. До создания нового предприятия предприниматель должен взвесить выгоды и издержки патентования изобретения, ответив на вопросы, перечисленные ниже и в примере 4.5:

Является ли мой продукт патентоспособным?

Нужна ли мне и желательна ли охрана патентных прав?

Каким путем я получу патентную охрану?

Если я получу патент, смогу ли я удержать конкурентов от использования моего изобретения без патента?

Для обеспечения правовой защиты предприниматель должен нанять патентного поверенного (patent attorney). Хотя предприниматели могут получить патенты сами, порядок получения настолько сложен, что они проявят мудрость, доверив это юристу. Ниже приводятся некоторые указания вместе с примером, которым должен следовать предприниматель-изобретатель согласно предписаниям Бюро по патентам и товарным знакам Министерства торговли США.

Процесс патентования

Предположим, что предприниматель изобрел новый гидравлический бампер, который амортизирует автомобильные столкновения при скорости до 30 миль/ч . Закон утверждает, что для получения патента данное устройство должно быть новым и полезным. Если новое устройство отвечает вышеуказанным требованиям, изобретатель должен предпринять следующие шаги.

Составление документации. Предприниматель должен зафиксировать время, когда было изобретено устройство, чтобы позднее в случае необходимости это можно было подтвердить.

Пример 4.5

Некоторые практические вопросы

Предприниматели должны взвесить как выгоды, так и издержки патентования изобретения.

Предприниматель должен составить описание гидравлического бампера и проиллюстрировать его эскизами. Он должен также поставить свою подпись и дату на описание и иллюстрации в присутствии свидетелей.

Изучение практичности изобретения. Предприниматель должен узнать достаточно об автомобильном рынке, чтобы убедиться в том, что существует определенная возможность применения устройства. Может ли оно изготовляться более дешевым способом, чем другие, имеющиеся на рынке? Содержит ли оно инженерно-технические проблемы для изготовителя? Предпринимателям следует избегать патентования изделий, которые не будут приносить клиентам прибыль.

Наем патентного поверенного. Предприниматель должен искать себе патентного поверенного при помощи Справочника зарегистрированных патентных поверенных и агентов {Directory of Registered Attorneys and Agents), в котором перечисляются патентные поверенные по штатам и городам.

Проведение патентного поиска. Предприниматель должен поручить патентному поверенному поиск копий существующих патентов на гидравлические бамперы, которые могут помешать предпринимателю получить патент.

Подготовка заявки. Если результаты поиска указывают, что данный гидравлический бампер является первым в своем роде, предприниматель должен поручить патентному поверенному подготовить официальную заявку на патент. Заявка должна содержать:

Ходатайство, которое является запросом на получение патента, на имя комиссара по патентам Министерства торговли США.

Описание гидравлического бампера, где объясняется, как он работает, и показана его конструкция.

Пункты формулы изобретения. Подобные пункты предназначены для объяснения того, чем этот гидравлический бампер отличается от всех других устройств, не только имеющихся на рынке, но также и тех, которые описаны в патентах, журналах и других публикациях.

Присягу, которую предприниматель подписывает в присутствии государственного нотариуса. Присяга требует, чтобы лицо торжественно подтвердило, что считает себя первым и единственным изобретателем гидравлического бампера.

Процесс патентования является сложным, дорогостоящим и длительным. В действительности он занимает в среднем два года от подачи заявки до получения патента. Если заявка предпринимателя на патент вступает в конфли кт с др угим патентом, этот процесс длится еще дольше.

После выдачи патента предприниматель имеет "право исключить других из изготовления, использования или продажи изобретения на территории Соединенных Штатов"12. Подобные патентные права имеют силу в течение 17 лет. После истечения срока действия патента любой может изготовлять, использовать или продавать гидравлический бампер без предварительного разрешения предпринимателя. Установленный срок может быть продлен только специальным актом Конгресса США.

Тем временем конкуренты могут попытаться "создать конструкцию в обход патента" Чтобы преуспеть в этом и таким образом избежать нарушения патентных прав предпринимателя, конкуренту достаточно исключить один из пунктов формулы изобретения предпринимателя.

Резюме

Будущие предприниматели могут заняться собственным бизнесом одним из двух способов: приобретая существующее предприятие или создавая новое предприятие. Но до выбора одного из путей предприниматели должны сначала выбрать товар или услугу. То есть они должны ответить на вопрос: "Каким бизнесом мне следует заниматься?" Разумный ответ потребует от предпринимателей внимательного рассмотрения как собственных возможностей, так и отраслевых тенденций.

Покупка существующего предприятия предполагает меньший риск, чем создание нового предприятия, поскольку в этом случае можно оценить прошлые успехи и неудачи. Например, покупатель может ознакомиться с балансами, подсчитать товарно-материальные запасы, проверить оборудование и учесть покупательские привычки клиентов.

Для определения цены существующего предприятия перспективный покупатель может использовать метод оценки чистой прибыли либо метод оценки активов. Метод оценки прибыли является более точным, так как нацелен на будущие прибыли; метод оценки активов рассматривает только активы, не учитывая их прибыльности.

После установления покупателем цены он должен заняться переговорами с учетом как финансовых, так и нефинансовых требований продавца.

Для предпринимателей создание нового предприятия с самого начала является более привлекательным, чем приобретение предприятия. Они предпочитают собственную продукцию или услугу, собственных работников, поставщиков, хотят сами выбирать местонахождение и т.д.

Многие предприниматели выступают и как изобретатели изделий. До создания предприятий такие предприниматели должны тщательно рассмотреть вопрос о патентовании своих изобретений. Процесс патентования является сложным, дорогостоящим и длительным и обычно требует участия патентного поверенного.