История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Мифы франчайзинга

Миф о немедленном богатстве

Быстрый рост франчайзинга посеял ряд мифов. Может быть, наиболее распространенным является обещание немедленных богатств. Существует большое количество схем быстрого обогащения. Они рассчитаны на привлечение множества небогатых мужчин и женщин, ищущих способа разбогатеть, не работая на кого-нибудь. Возьмем такой пример:

Можно сказать, что это необычный "Корветт". Кузов покрыт сине-желтым бархатом. Внутри все отделано сине-желтым мехом. Двое мужчин в ярких трикотажных костюмах облокотились на длинный капот автомобиля и останавливали прохожих, пересекающих перекресток в центре Вашингтона.

"Хотели бы вы позволить себе подобный автомобиль?" — спросил меня один из этих мужчин. "Конечно", — ответил я. "Отлично. Позвоните мне", — сказал он и протянул карточку с надписью: "Доходы выше среднего для среднего человека. Поставьте на удачливые 2%. Возможности неограниченные".

Эти двое мужчин были франшизодержателями компании "Коскот интерпланетари, инк.", продающей косметические изделия на основе норкового жира. За 5000 долл. "Коскот" продаст инвестору право на распространение своей продукции. Инвестор затем может зарабатывать деньги любым из двух способов: путем найма торговых агентов для продажи косметики "Коскот" вразнос либо путем привлечения других инвесторов за 5000 долл. с каждого с оставлением себе 2650 долл. комиссионных.

Двое вышеупомянутых мужчин выбрали второй способ как более легкий путь к богатству. Недостаток этой схемы заключается в том, что кто-то неизбежно окажется пострадавшим. Она приносит выгоду немногим франчайзи, которые подключились к ней раньше, но причиняет ущерб тем, кто вступает в игру позднее.

Вышеприведенный пример является крайним случаем. Но он показывает, как нечестные дельцы могут завлечь неискушенного человека чрезмерными обещаниями немедленного обогащения. Это показывает также, почему франчайзинг вызывает иногда противодействие.

Миф о независимости

Еще одним мифом является мнение о том, что франчайзи — независимые бизнесмены. Во многих случаях это совсем не так. Обычно франчайзи несвободны в выборе метода управления своими предприятиями. Они часто связаны политикой, нормами и процедурами франшизера. Франшизеры также не стимулируют своих франчайзи в деле совершенствования способа ведения бизнеса. Франшизеры часто ищут людей, которые в состоянии понять их системы, но которые не стремятся их улучшить. "Идеальным франчайзи является человек типа сержанта: что-то среднее между генералом, который отдает приказы, и рядовым, который просто выполняет их. Люди, которые хотят управлять своим предприятием, не получая приказов от других, часто видят во франчайзинге решение этого вопроса. Впоследствии они испытывают разочарование из-за отсутствия автономии". Например, франчайзи может не иметь права изменить такие вещи, как реклама, товарно-материальные запасы и оформление.