История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Выбор франшизы

В действительности франшизодержатели не начинают дела с нуля. Когда предприниматели покупают франшизу, они обычно получают готовое предприятие. Все, что им требуется, — это следовать указаниям франшизера о том, как лучше вести дело. Указания касаются массы деталей, в том числе:

какой товар или услугу продавать;

как продавать;

как контролировать издержки;

какие отчеты подготавливать;

какова продолжительность рабочего дня.

Первые шаги

До покупки франшизы предприниматель должен убедиться, что его решение стать франчайзи является обоснованным. В примере 5.5 показана поэтапная процедура, которой должен следовать предприниматель.

Проведение самоанализа является первым этапом, на котором от предпринимателя требуется установить и определить свои квалификацию и желания. Последующие два этапа — выбор товара или услуги и поиск подходящей франшизы — должны осуществляться одновременно, так как они опираются на следующие центральные вопросы:

Действительно ли я верю в этот товар или услугу и буду ли в конечном счете доволен?

Действительно ли я хочу быть таким человеком, делать такую работу и вести такое франшизное предприятие?

Анализ контрольного перечня вопросов

Эти вопросы представляют собой только начало анализа. Для проведения тщательного анализа возможностей франшизного соглашения предприниматели должны далее проработать контрольный перечень вопросов типа представленного в примере 5.6. Этот перечень из 25 вопросов поможет предпринимателю избежать неправильного решения или не пострадать вследствие невыполнения обещаний. Предприниматель, который интересуется франшизой, должен убедиться в том, например, что программа подготовки кадров является адекватной, что роялти и комиссионные, например за рекламу, находятся в рамках отраслевых норм, что любые дополнительные расходы приемлемы и что поставщики предлагают конкурентоспособные цены. Если франчайзи не используют контрольный перечень вопросов для тщательного анализа возможности получения франшизы, они могут сделать при оценке дорогостоящие ошибки. Лучшей защитой предпринимателя от подобных ошибок является контрольный перечень.

Получение полной справки о деятельности

Для оценки возможности осуществления франшизного соглашения предприниматель должен попросить франшизера представить полную справку о деятельности (disclosure statement). Будучи бесценным инструментом, данная справка поможет предпринимателю ответить на многие вопросы, поставленные в контрольном перечне. Она также даст возможность предпринимателю сравнить одну франшизу с

Пример 5.5

Порядок анализа возможностей получения франшизы

 

Пример 5.6

Контрольный перечень вопросов для оценки франшизы

Относительно самой возможности франшизы

1. Ваш юрисконсульт одобрил франшизный договор после его изучения?

2. Требуются ли от вас по условиям франшизы какие-либо шаги, которые, по мнению вашего юрисконсульта, являются неразумными либо незаконными в вашем штате, округе или городе?

3. Предоставляет ли вам франшиза исключительное право деятельности на данной территории в течение срока действия франшизного соглашения или франшизер может продать вторую либо третью франшизу для работы на вашей территории?

4. Связан ли франшизер каким-либо образом с любыми другими франшизными компаниями, продающими аналогичные товар или услугу?

5. В случае положительного ответа на последний вопрос какова ваша защита от другой франшизной организации?

6. При каких обстоятельствах и за какую цену вы можете выйти из франшизного договора?

7. В случае продажи вашей франшизы оплатят ли вам цену репутации (goodwill) или созданная вами репутация предприятия будет для вас потеряна?

Относительно франшизера

1. Сколько лет франшизер занимался бизнесом?

2. Имеет ли франшизер репутацию честного и порядочного дельца среди местных предпринимателей, обладающих его франшизой?

3. Представил ли вам франшизер какие-либо заверенные показатели чистой прибыли одного или более франшизированных предприятий, которые вы сами проверили вместе с франчайзи?

4. Оказал ли вам помощь франшизер в отношении:

а) программы подготовки управленческого персонала;

б) программы подготовки работников;

в) программы рекламы;

г) идей по коммерческому планированию;

д) финансирования?

5. Помог ли вам франшизер найти хорошее место для расположения вашего франшизированного предприятия?

6. Обеспечен ли франшизер достаточным финансированием, чтобы выполнить свой установленный план финансовой помощи и расширения?

7. Является ли франшизер единоличной частной компанией или более крупной компанией с квалифицированным и опытным коллективом руководителей?

8. Что может сделать для вас франшизер из того, что вы не можете сделать сами?

9. Достаточно ли тщательно франшизер изучил вас, чтобы убедиться самому, что вы сможете успешно вести одну из его франшиз с прибылью для него и для вас?

Относительно вас — франчайзи

1. Какой собственный капитал вам необходим для приобретения франшизы и ведения франшизированного предприятия, пока ваша выручка от реализации не сравняется с вашими издержками?

2. Где вы собираетесь достать необходимый вам собственный капитал?

3. Готовы ли вы отказаться от определенной независимости действий в обмен на преимущества, предоставляемые франшизой?

4. Действительно ли вы считаете, что обладаете способностью, подготовкой и опытом для прибыльной работы с франшизером, своими сотрудниками и клиентами?

5. Готовы ли вы провести большую часть или весь остаток деловой жизни с франшизером, предлагая его товар или услугу своим клиентам?

Относительно вашего рынка

1. Провели ли вы какое-либо исследование для выявления наличия товара или услуги, которые вы предполагаете продавать по франшизному соглашению, рынка на вашей территории и уровня цен?

2. Будет ли население вашей территории увеличиваться, оставаться неизменным или уменьшаться в течение последующих пяти лет?

3. Будет ли спрос на товар или услугу, которые вы предусматриваете для предложения, больше, таким же или меньше через пять лет?

4. Какая конкуренция существует на вашей территории в отношении данного товара или услуги со стороны франшизных и нефраншизных фирм?

другой, понять, чего следует ожидать от франшизера, и оценить связанные с этим риски и затраты.

В настоящее время федеральное законодательство требует от всех франшизеров представлять полные справки о деятельности предпринимателям в любом штате. По закону необходимо, чтобы такие справки содержали подробную информацию по темам, перечень которых следует ниже:

финансовые отчеты франшизера;

описание судебных процессов, в которых принимали участие франшизер, его должностные лица, директора и руководящие работники;

информация о первоначальном взносе за франшизу и прочих первоначальных платежах, которые требуются для получения франшизы;

сообщение об участии каких-либо известных лиц или общественных деятелей во франшизе;

список имен и адресов других франшизодержателей;

полная справка о каких-либо притязаниях на доход, сделанных в отношении франчайзи, включая сообщение о процентной доле существующих франшизных предприятий, фактически достигших уровня прибыли, на которую выдвинуты притязания.