История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Наем юриста

Предприниматель должен полагаться на юриста при анализе справки о деятельности франшизера. Было бы ошибкой предполагать, что справка скажет все, что следует знать о франшизере. Она также не всегда расскажет о последствиях подписания франшизного договора. Более того, франчайзинговые соглашения между франшизером и франчайзи сильно отличаются друг от друга, как показано в примере 5.7, что требует вмешательства опытного юрисконсульта.

Таким образом, для предпринимателя имеет существенное значение получение помощи юриста, знакомого с юридическими правилами франчайзинга. Такой юрист может также информировать предпринимателя в полной мере о его законных правах до подписания франшизного договора. Что также важно, юрист может проконсультировать предпринимателя по его правовым обязательствам перед франшизером. Но, вероятно, наиболее важна роль юриста в предложении поправок к договору в интересах предпринимателя и для его защиты. Согласно рекомендациям Министерства торговли США:

"По крайней мере, вы должны быть уверены, что каждое обещание, сделанное франшизером и его представителем, которое вы считаете важным для себя, ясно изложено в письменном виде во франшизном договоре. Если подобные обещания не будут четко изложены в подписываемых вами договорах, у вас, возможно, не будет законного средства правовой защиты в случае их неисполне-

Заключение франшизного договора

Договор (контракт) является основой любых взаимоотношений между франшизером и франчайзи. Отдельные договорные обязательства франчайзи и отдельные гарантии франшизера представлены в примере 5.8. Непонимание их сущности может позднее породить трудности для предпринимателя. Особенно важное значение имеет вопрос: "При каких обстоятельствах я могу выйти из договора и сколько это будет мне стоить?"

Пример 5.8

Отдельные гарантии франшизера и договорные обязательства франчайзи

Предприниматели должны убедиться в понимании того, что они могут потерять или получить, если примут решение выйти из договора или если франшизер решит аннулировать франшизный договор. Обычно франшизер имеет право аннулировать договор, если франчайзи:

не получает запланированной прибыли;

бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;

не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел.

Прочие, хотя менее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включают следующее:

неспособность долго и упорно работать;

неспособность стабильно сотрудничать с франшизером;

злоупотребление именем и оборудованием франшизера.

Обычно франшизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с возможностью их продления. Исключением является "Макдоналдс", который продает за 400 000 долл. право пользования франшизой в конкретном месте в течение 20 лет. После истечения контракта франчайзи должен внести еще 400 000 долл. для продолжения своей работы на этом же месте. В отличие от примера "Макдонал-дса " отдельные франшизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеет пункт, который дает франшизеру или франчайзи право аннулирования договора с уведомлением за 30—60 дней.

Однако может возникнуть проблема, если франчайзи примет решение продать предприятие до истечения срока действия договора. Подобная продажа не может быть осуществлена без одобрения франшизера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга, что пояснено ниже:

"Право продать или переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи является независимым владельцем предприятия или просто филиалом в цепи. Положения договора должны отражать ваши права на создание прибыльного предприятия и на последующую продажу его на открытом рынке. Признанная компания сделает все для защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, но ей не следует (и она не должна) лишать вас права продавать или переуступать ваше предприятие"8.

Еще одним болезненным моментом является цена, по которой франчайзи могут заставить продать франшизу либо другому предпринимателю, либо обратно франшизеру. Франшизер часто вынуждает франчайзи продавать предприятие по цене ниже его стоимости для перспективного покупателя. Например, франшиза может стоить на 50 000 долл. больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшиза продана, кому полагается прирост в 50 000 долл. — франшизеру или франчайзи?

Франшизеры могут утверждать, что это их образ принес 50 000 долл. Франчайзи могут считать, что их тяжелая работа создала весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем, предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимально возможной цене и получения всей продажной цены. Например, "Макдоналдс" в этом отношении ведет себя честно.

Пример. В 1984 г. франчайзи продал свой ресторан "Макдоналдс" за 600 000 долл. Стоимость ресторана по книгам составляла около 200 000 долл. Франчайзи оставил себе весь прирост капитала в 400 000 долл. "Макдоналдс" применил интересный, хотя и неточный, способ расчета покупной цены франшизы. Компания взяла доходы за самые последние годы и разделила их пополам.