История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Оценка затрат франчайзи

Предприниматели должны обязательно приложить все силы для оценки того, сколько будет стоить франшиза, так как франшизеры часто не все рассказывают предпринимателям. Франшизер может сказать, например: "Все, что вам требуется, — это 20 000 долл. для покупки франшизы на чистку стен" Но 20 000 долл. могут покрывать только расходы на право использования фирменного названия франшизера и способа ведения дела. Скрытыми могут оказаться такие издержки, как затраты на оборудование, арендные вклады и даже вывески, необходимые для открытия франшизированного предприятия, не говоря уже о деньгах на финансирование товарно-материальных запасов или на финансирование клиентов, которые покупают в кредит.

Предприниматели могут избежать подобных проблем путем подготовки бизнес-плана, рассмотренного в гл. 6. Кассовый бюджет — ключевой компонент бизнес-плана — определит все наличные расходы, включая франшизный взнос, оборотный капитал, стоимость зданий, оборудования и роялти.

Франшизный взнос (franchise fee). Он дает франчайзи право вести дело по конкретному адресу или на конкретной территории. В зависимости от франшизы этот взнос может начинаться с нуля и доходить до миллионов долларов. Как указывалось выше, "Макдоналдс" взимает взнос в 400 000 долл. за 20-летний контракт.

Оборотный капитал (working capital). Это понятие определяет, сколько денежных средств необходимо для приобретения товарно-материальных запасов, оплаты торгового персонала, арендных платежей и т.п. до тех пор, пока клиенты не начнут покупать и платить.

Стоимость зданий и оборудования (building and equipment costs). Предприниматель может оплачивать данные расходы полностью или частично. Некоторые франшизеры предоставляют франчайзи в аренду как здание, так и оборудование, таким образом избавляя предпринимателя от необходимости производить крупные первоначальные затраты. "Макдоналдс" взимает арендную плату в размере 8,5% прибыли.

Роялти (royalties). Они составляют от 0 до 15% прибыли. В обмен на выплату роялти франчайзи может получить такие услуги, как реклама, составление финансовых отчетов и консультации по вопросам управления. "Макдоналдс", например, взимает роялти в размере 3% прибыли. Следовательно, франчайзи с годовой прибылью в 1,2 млн. долл. выплачивает "Макдоналдсу" роялти в размере 36 000 долл. в год.

Как и в случае любого иного предприятия, финансирование франшизы может вызвать проблемы, если у предпринимателя мало сбережений. Обычно признанный франшизер хочет, чтобы предприниматель внес, по крайней мере, половину денежных средств, требуемых для начала дела, в качестве собственного капитала. Часто предприниматель пытается собрать необходимые деньги путем продажи акций родственникам и друзьям либо займа у них для покупки акций на свое имя. Оставшаяся часть может быть заимствована в коммерческом банке, часто с участием франшизера в качестве поручителя по векселю.

Вышеизложенный материал представляет некоторые детали порядка оценки и сравнения возможностей получения франшизы. В ходе этой процедуры одна из возможностей проявится как более всего соответствующая потребностям предпринимателя (стиль жизни, бюджет, местонахождение и т.д.). Например, эта процедура позволяет предпринимателю, который хочет стать франшизодержателем предприятия еды быстрого приготовления, сравнить таких франши-зеров, как "Бургер шеф", "Бургер кинг" и "Вендиз", и быть уверенным, что он делает разумный выбор.