История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Вечерние туалеты Мишель

Мишель Джонсон является в течение последних трех лет владелицей собственного предприятия — магазина по сдаче в аренду вечерних туалетов. Ее годовой объем продаж близок к 160 000 долл. при средней арендной плате в пределах от 35 до 50 долл. Хорошо наряжаться становится все более модным на свадьбах, званых обедах, прогулках, балах и официальных деловых встречах.

Джонсон хочет расширить свое дело путем франчайзинга. Она хотела бы использовать помещение в качестве основного или опорно-показательного предприятия. Но она размышляет, следует ли ей проводить ремонт либо реконструкцию: новые и перспективные франчайзи будут использовать этот магазин в качестве витрины. Она знает, что ее предприятие должно быть модным и в то же время доступным для многих.

Джонсон считает, что должна предоставить франчайзи предприятие "под ключ". Она должна спроектировать и исполнить внутреннюю обстановку и оформление каждого магазина, обеспечить его товарными запасами, нанять и обучить персонал, а также разработать программу открытия.

Стратегия маркетинга

Каждый магазин должен открываться в подходящем месте. Джонсон также должна разработать стратегию сбыта, привлекательную для новобрачных, которые обычно подбирают стиль одежды и цвета под одежду друзей, участвующих в свадебной церемонии.

Джонсон думает также о смене названия и имиджа магазина до начала франчайзинга. Она думала о "Зеформал бутик" или "Формал веар интернешнл" либо о названии с использованием ее имени.

Джонсон оценивает начальные расходы для франшизированного предприятия в следующем объеме (в долл.):

Франшизный взнос 12 500

Оборудование и обстановка 8 000 — 10 000

Товарно-материальные запасы 50 000 — 60 000

Усовершенствования 15 000 — 40 000

85 500—122 500

Составление бизнес-плана

ПОТРЕБНОСТЬ В ПЛАНИРОВАНИИ

По большому счету планирование представляет собой принятие решения о том, что, как и когда делать. Оно имеет чрезвычайное значение для успеха предприятия. Об этом хорошо сказал один бизнесмен:

"Планирование сегодня имеет настолько большое значение, что на него уходит почти все время некоторых наиболее уважаемых в бизнесе фигур... Планирование позволяет нам управлять изменениями. Оно вынуждает нас приводить в порядок ожидания и разрабатывать программы их воплощения в жизнь.

Планирование — самый эффективный способ мобилизации лучших наших качеств: умения думать, увязывать интересы и определять цели; оно дает нам возможность находить самый эффективный способ максимизации роста"1.

Сам процесс составления бизнес-плана заставляет предпринимателя обдумывать все необходимые действия со дня, когда он решил начать свое дело, и на протяжении всего того времени, пока есть силы им заниматься. По существу, бизнес-план может выполнять функцию оперативного плана, после того как предприятие начало свою деятельность.

Во многих отношениях бизнес-план напоминает карту дорог, подсказывая предпринимателю, как лучше добраться от А до Я. Однако предпринимателю может прийти в голову крамольная мысль: зачем терять время на составление бизнес-плана? Но ответ прост: без него не обойтись. В такой сложной экономике, как американская , подобный план просто обязателен:

"Было время, когда человек мог открыть предприятие и преуспеть только благодаря способности много работать и продавать свою продукцию по ценам, превышающим ее себестоимость. По мере того как американцы использовали свою энергию и природную смекалку для освоения континента, во многих поселениях, на пересечениях дорог, как грибы, возникали мелкие магазины, мельницы, платные конюшни и кузницы. И сегодня природная смекалка в цене. Однако на одном здравом смысле, которым так славятся американцы, теперь в малом бизнесе далеко не продвинешься. Технология, рынок и даже сами люди стали намного сложнее, чем 100 и даже 25 лет назад.

В век космоса можно преуспеть, объединив здравый смысл с новейшими методами. Невозможно запустить космический корабль с людьми на борту без плана полета, точно так же невозможно запустить новое предприятие без бизнес-плана".

Идею бизнес-плана не назовешь новой. Крупные предприятия издавна составляют подобные планы, например маркетинга новых видов продукции, приобретения существующих предприятий, проникновения на рынки других стран и т.п. Новым стало все более частое использование планирования мелкими предпринимателями. Сегодня внешние факторы вынуждают их сначала "расписывать" предприятие на бумаге и только потом вкладывать в него деньги и время, чтобы не попасть впросак. К внешним факторам следует в первую очередь отнести кредиторов и инвесторов, к которым предпринимателю приходится обращаться за деньгами. Прежде чем рассматривать просьбу о финансировании, почти все заимодавцы требуют представления бизнес-плана. Внешние факторы играют положительную роль:

Выигрывает предприниматель, так как бизнес-план помогает ему точнее определить, что именно необходимо для успеха.

Выигрывает заимодавец, так как из бизнес-плана он получает существенную информацию для принятия решения о целесообразности или нецелесообразности финансирования предпринимателя.

Пример 6.1 показывает, что в бизнес-плане заинтересованы не только лица, сторонние относительно предприятия, но и те, кто на нем непосредственно работает. В первую очередь бизнес-план использует руководящая группа предприятия, состоящая из консультантов или ведущих менеджеров; для них бизнес-план — это эскиз будущего, в создание которого они готовы вложить свою энергию.