История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Составные части бизнес-плана

Какие аспекты охватывает бизнес-план? Он должен представлять собой глубокий объективный анализ как ваших личных возможностей, так и требований, связанных с производством конкретной продукции или услуги. В нем определяется стратегия применительно к таким функциям, как производство, маркетинг, организация, правовые аспекты, бухгалтерский учет и финансирование деятельности. Бизнес-план должен среди прочего содержать ответы на следующие вопросы:

Что я хочу и могу делать?

Каковы наиболее реалистичные способы достижения моих целей?

На что я могу рассчитывать в будущем?

В самом начале не существует какой-то одной накатанной дороги. Нижеследующие рекомендации носят предположительный характер, и каждый предприниматель может корректировать их под свои конкретные потребности. В примере 6.2 перечислены возможные шаги, которые должен осуществить предприниматель, чтобы составить бизнес-план; указано также время, необходимое для каждого шага.

В примере 6.3 отображены во взаимосвязи все 15 этапов, описанных в примере 6.2. Очевидно, что некоторые важнейшие этапы не могут быть осуществлены до завершения более ранних этапов. К примеру, предприниматель не может изучать рынок (этап 4), пока он не выбрал продукт или услугу (этап 3); не может составить план маркетинга (этап 8), пока он не исследовал рынок (этап 4), не составил прогноза своих доходов (этап 5) и не выбрал место для своего предприятия (этап 6).

Пример 6.3 составлен исходя из предположения об отсутствии возвратов к предыдущим этапам. По сути же дела на каждом этапе в процессе планирования возможны улучшения. По мере получения новой информации о своих рынках предприниматель, к примеру, может постепенно совершенствовать план маркетинга.

Бизнес-план является гибким инструментом. Хотя рекомендации, проиллюстрированные примером 6.3, относятся к новым предприятиям, их можно использовать в следующих ситуациях:

приобретение существующего предприятия (возможно исключение этапов 3, 8 и 9);

расширение существующего предприятия (возможно исключение этапов 1, 2, 3 и 10);

дополнительный выпуск обыкновенных акций (возможно исключение этапов 1, 6 и 10);

получение кредита в коммерческом банке (возможно исключение этапов 1, 6 и 10).

В соответствии с рекомендациями, изложенными в примерах 6.2 и 6.3, предпринимателю необходимо вести подробные записи, документально отражая все факты, подтверждая все предпосылки и подкрепляя ссылками на авторитеты все суждения. Если не делать этого, доверие инвесторов и кредиторов к предпринимателю может оказаться невысоким.

Пример 6,3

Блок-схема, показывающая взаимосвязь этапов составления бизнес-плана.

Данная схема по иллюстративным соображениям укладывается в 16 недель. Очевидно, что реальный срок составления бизнес-плана может быть и больше, и меньше в зависимости от сложности создаваемого предприятия.

Этап 2 Анализ самого себя. Для анализа собственных сильных и слабых сторон тоже не требуется углубляться в сбор фактов. Будущему предпринимателю достаточно сесть за стол и на листе бумаги перечислить свои сильные стороны, уделяя особое внимание опыту ведения дел и наличию соответствующего образования. Слабые стороны можно записать на другом листе бумаги. Затем следует проанализировать свою готовность к открытию собственного дела.

При анализе сильных и слабых сторон необходима честность перед самим собой. Зачастую непросто разглядеть собственные недостатки.

Этап 3 Выбор продукта или услуги. Данный этап имеет особое значение.

Как правило, неразумно выбирать продукт или услугу, малознакомые предпринимателю. Неудачный выбор резко снизит шансы на успех, а учеба на собственных ошибках является зачастую непозволительной роскошью. Тем не менее некоторые предприниматели бросаются в совершенно незнакомые для них сферы и выигрывают. И все же разумнее выбирать продукт или услугу, знакомые до тонкостей вследствие многолетней работы с ними; продукт или услугу, производство которых, по мнению предпринимателя, будет расти быстрее, чем темпы развития экономики в целом; продукт или услугу, порождающие в предпринимателе энтузиазм.

Очень важно для предпринимателя дать также точные ответы на нижеследующие вопросы:

Какую потребность удовлетворит мой продукт или моя услуга?

Что уникального в моем продукте?

Что такого он даст потребителям, чего не дают продукты конкурентов?