История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Вторжение женщин в малый бизнес

Исторически женщины играли непропорционально небольшую роль в малом бизнесе США. Но в последние годы их позиции значительно укрепились. Фактически с 1980 по 1985 г. количество женщин-предпринимателей достигло 2,8 млн., что составляло 36% всех предпринимателей этой сферы бизнеса. Число мужчин-предпринимателей за этот период возросло на 13% (у них прирост оказался в три раза ниже).

Как показано в примере 1.9, среди самостоятельно занятых работников в США 34% составляют женщины. Согласно данным АМБ, основной причиной появления женщин в качестве владельцев собственных предприятий является:

"большой приток женщин в трудовые ресурсы, которые позднее создали свои собственные предприятия. Например, между 1980 и 1987 гг. женщины составили максимальную часть новых работников или заново поступающих на работу трудовых ресурсов, заняв около 2/3 всех новых рабочих мест. Эта возросшая экономическая активность привела к возникновению новых предприятий".

Хотя женщины значительно увеличили свою долю собственности в малом бизнесе, их предприятия обычно стремятся к деятельности в сфере услуг. Однако имеются признаки, что они все больше вторгаются в отрасли с преобладающим господством мужчин как в розничной торговле, так и в производстве. Например, в период между 1980 и 1985 гг. число принадлежащих женщинам производственных предприятий увеличилось на 16 %.

Из 8,2 млн. самостоятельно занятых работников в США 2,8 млн., или 34%, составляют Женщины. Самостоятельная занятость определяется как предприятие без наемных работников.

Слабые стороны малого бизнеса

Финансовые результаты, нововведения, быстрота реагирования и создание рабочих мест представляют собой сильную сторону малого бизнеса. В противоположность этому слабая сторона отражает проблемы, свойственные исключительно малому бизнесу. Многие малые предприятия угасают в самом начале своей деятельности. Из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Высокий показатель неудач

Почему так высок показатель неудач? Может быть, главной причиной является легкость создания предприятия. Фактически часто проще самостоятельно организовать свое дело, чем найти работодателя. Ни один закон не запрещает работникам стать собственными боссами. И они могут выбрать почти любое направление предпринимательства, которое им нравится, обладать 20-летним опытом работы в этой области или вообще его не иметь, по учебнику изучить свои рынки или окунуться в этот бизнес без какой-либо информации, быть миллионерами или нищими. Но независимо от квалификации свобода выбора гарантирует им право создания собственных предприятий.

Но, как часто указывают экономисты, свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудачи. Неспособность увидеть эту реальность часто приводит к бесснетным стрессам, травмам и трагедиям.

Пример 1.9

Состав самостоятельно занятых работников

Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета шт. Огайо:

Никто не знает числа возникающих предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность...

Другие предприятия закрываются, потому что их владельцы достигают пенсионного возраста и не имеют никого, кому могли бы передать свою компанию. Некоторые прекращают свою деятельность, потому что им это надоело. Потерпели ли эти предприятия неудачу?

И является ли неудача действительно неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере один раз, оказывались неудачниками. Генри Форд дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве"

Следует ли каким-то образом тестировать предпринимателей, прежде чем рынок осуществит свой отбор? Нет. Право делать выбор лежит в самой сердцевине американской экономической системы. Без этого права инициатива и побудительные причины вскоре бы иссякли и американская система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной.

Каковы же причины "умирания" множества только что возникших предприятий? Что такие крупные эксперты, как фирма "Дан энд Брэдстрит", определяют в качестве причин неудачи предприятия? Плохое управление. Фирма "Дан энд Брэдстрит" имеет более чем вековой опыт обобщения информации о финансовом здоровье предприятий. Фактически эта фирма составила картотеку данных о более чем 9 млн. предприятий США, чтобы обеспечивать их информацией о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий. Фирма обнаружила, что предприятия терпят неудачу в делах из года в год по одним и тем же причинам, которые перечислены в примере 1.10. Отметим, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связаны 92% неудач в делах.

Согласно данным фирмы "Дан энд Брэдстрит", плохое управление часто проявляется в таких проблемах, как большие эксплуатационные расходы или задерживающие платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы.

Хотя эта статистика и может произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует реальную причину того, почему так много предприятий "умирает", только появившись на свет. Легкость создания предприятия — вот главная причина, а плохое управление является просто следствием.