История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Этап 13, 14, 15

Составление плана компьютеризации предприятия. Немногие предприниматели вправе отказаться от рассмотрения проблемы использования компьютеров на своих предприятиях. Для более эффективного планирования и контроля предпринимателю следует разработать план компьютеризации предприятия, в котором:

определяется потребность предприятия в информации;

описываются выгоды, обеспечиваемые системой компьютеризации предприятия;

оцениваются доступные компьютерные системы;

выдается рекомендация по оптимальной компьютерной системе.

Знания предпринимателя о компьютерах зачастую ограниченны, поэтому разумно прибегнуть к совету эксперта, желательно из консультативной фирмы, которая занимается преимущественно компьютерным обеспечением малых предприятий.

Этап 14

Составление финансового плана. Финансовый план связывает во-

едино все предыдущие этапы, придавая оперативным планам производства, маркетинга, организационной структуры и прочим, связанным с функционированием предприятия, денежное измерение. Иными словами, финансовый план — это оперативные планы предпринимателя в денежном выражении, как показано в примере 6.5.

Деньги служат общим знаменателем, посредством которого различные аспекты предприятия можно складывать или вычитать, перемножать или делить. Как, например, предприниматель мог бы сложить грузовики и молотки, землю и электролампы, если бы стоимость этих фондов не была выражена в долларах? Это одна из причин, обусловливающих необходимость финансового плана.

Оперируя понятиями в денежном выражении, предприниматель гораздо эффективнее общается с другими людьми. Инвесторы и кредиторы воспринимают потребности, выраженные в долларах, намного лучше, чем выраженные в физических терминах. Только в денежном выражении обретает смысл потребность предпринимателя, скажем, в 15 000 кв. футов рабочих площадей или в 55-футовой перегонной колонне.

Пример 6.5

Трансформация оперативных планов в финансовые

Однако в денежном выражении невозможно составить полное представление о новом предприятии, поскольку некоторые важнейшие его аспекты не поддаются исчислению в долларах. Каким образом, к примеру, можно выразить денежным эквивалентом управленческое искусство? В то же время именно от него зависит успех или крах предприятия. Невозможно выразить в деньгах такие нематериальные факторы, как согласованная работа в группе и уровень морали, знания и способность генерировать идеи.

Как показано в примере 6.6, в финансовый план входят четыре составляющие:

наличная смета;

отчет о прибылях и убытках;

баланс;

график прибыльности (график безубыточности).

Наличная смета. Наиболее важной составляющей является наличная смета, поскольку она показывает предпринимателю, сколько денег ему необходимо до и после начала функционирования предприятия.

Наличная смета помогает предпринимателю обрести уверенность в том, что ко времени оплаты векселей у него будут деньги. Она выполняет также функцию сигнального устройства, позволяющего предпринимателю знать, когда в будущем его ждет нехватка, а когда избыток наличности. Приближение нехватки наличности означает, к примеру, что пора мобилизовать дополнительные средства. В противном случае, чтобы свести концы с концами, может понадобиться ограничение расходов на маркетинг и производство.

Пример 6.6

Пояснения к основным компонентам финансового плана

В качестве финансового инструмента наличная смета бесценна. Она не только помогает предпринимателю выявлять возможные связанные с движением наличности проблемы, но и дает кредиторам и инвесторам точные ответы на следующие вопросы:

Сколько денег необходимо предпринимателю для реализации его бизнес-плана?

Когда понадобятся эти деньги?

Как они будут израсходованы?

Как скоро будет погашена задолженность?

Баланс и отчет о прибылях и убытках. Помимо наличной сметы, предприниматель должен составить два баланса и один отчет о прибылях и убытках. Менее важные, чем наличная смета, эти составляющие являются тем не менее важнейшими частями любого и каждого бизнес-плана. Особенно любят баланс коммерческие банки, поскольку из баланса сразу видно, какие суммы предполагает израсходовать предприниматель на такие основные фонды, как запасы, машины, оборудование и земля, и каким образом намерен предприниматель финансировать свои затраты.

Предприниматель должен составить не один, а два баланса — один на начало первого года функционирования предприятия, второй — на конец этого года.

Необходим также отчет о прибылях и убытках. В этом документе сводятся воедино ожидаемая выручка от реализации и ожидаемые производственные затраты. Разность между выручкой и затратами образует прибыль (или убыток).

График прибыльности. Последняя из четырех составляющих — график прибыльности, обычно называемый графиком безубыточности. Мы используем термин "график прибыльности", поскольку понятие "график безубыточности" как бы предполагает нацеленность предпринимателя только на безубыточную работу. Естественно, каждый предприниматель надеется на большее.

График прибыльности показывает, каким образом объем продаж, продажная цена и производственные издержки влияют на прибыль. Он также показывает предпринимателю, сколько продукции ему следует продать, прежде чем он начнет получать прибыль.

Составление финансового плана никоим образом не назовешь простым делом; зачастую оно выводит из равновесия предпринимателя, которому не хватает знаний в области финансов. Предприниматель может обратиться за помощью к бухгалтеру или банкиру. Эти и другие финансовые аспекты подробнее рассмотрены в гл. 9 и 13.

Этап 15

Составление сопроводительного письма. Хотя сопроводительное

письмо не является в действительности частью бизнес-плана, оно тем не менее имеет огромное значение. Это рыночный инструмент для воздействия в основном на инвесторов и кредиторов. В нем предприниматель кратко излагает свой бизнес-план, уделяя особое внимание его целям и перспективам.

Резюме

Одним из важнейших шагов на пути создания собственного предприятия является составление бизнес-плана начинающим предпринимателем. Бизнес-план позволяет оценить возможности, расходы, трудности и требования к тому, кто решил начать собственное дело, создать предприятие и обеспечить его функционирование.

По существу, бизнес-план заставляет предпринимателя сначала построить свое предприятие на бумаге. Составление бизнес-плана имеет огромное значение для предпринимателя, поскольку вынуждает его размышлять о том, что и как предстоит сделать; для кредиторов и инвесторов, поскольку помогает им решить, стоит ли финансировать это предприятие.

Для составления бизнес-плана предприниматель должен неутомимо собирать информацию. План будет удачным или неудачным в зависимости от полноты собранных предпринимателем сведений. Но в первую очередь предпринимателю следует добыть информацию, от которой зависит составление для его предприятия оперативных планов, относящихся к производству, маркетингу, организационной структуре и юридической форме. Оперативные планы, в свою очередь, являются основой для составления финансового плана.

Помощь в подготовке бизнес-плана можно получить от бухгалтерских фирм, банков, местной торговой палаты и торгово-промышленных ассоциаций.