История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Аудиторские и бухгалтерские услуги Москва и Московская область
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Юридические формы организации

Выбор юридической формы организации — единоличного владения, партнерства или корпорации — относится к числу важнейших для предпринимателя решений. От этого выбора зависит ряд управленческих и финансовых вопросов, в том числе сумма налогов, которую придется платить предпринимателю, если лично против него будет возбуждено дело о неоплате счетов предприятия или в случае автоматического прекращения функционирования предприятия по причине смерти предпринимателя.

Предприниматели часто задаются вопросом, существует ли некая наилучшая юридическая форма предприятия. Ответом будет безусловное "нет" Наилучшая форма зависит от предпочтений предпринимателя и налоговых ограничений, а также от потребностей предприятия. Как указывает АМБ:

"Ни одна юридическая форма организации или, применительно к данному случаю, ни одна совокупность двух или большего числа подобных форм не приспособлена к любому и каждому малому предприятию. Попытки найти наилучшую форму организации для всех предприятий означают то же самое, что и попытки подобрать для человека костюм на все случаи жизни.

При выборе юридической формы организации заинтересованные стороны должны учесть свои предпочтения и взаимоотношения, сиюминутные и долгосрочные потребности, а также положение с налогообложением. Крайне редко бывает, чтобы каким-либо одним фактором полностью определялся наилучший выбор"4.

Рассмотрим основные юридические формы организации предприятия с точки зрения предпринимателя, обращая особое внимание на достоинства и недостатки каждой.

Единоличное владение

Единоличное владение является самой популярной юридической формой организации, на ее долю приходится 71% всех предприятий. Почти все они являются малыми предприятиями, в которых зачастую работает только сам предприниматель, поэтому в сознании многих граждан малое предприятие зачастую приравнено к единоличному владению. В то же время единоличное владение может представлять собой литейный завод стоимостью 1 млн. долл. и газетный киоск на углу улицы. Ниже рассмотрены и перечислены в примере 7.2 достоинства и недостатки единоличного владения как юридической формы организации предприятия.

Достоинства. Свобода относится к наиболее привлекательным особенностям единоличного владения. Владелец является полным собственником своего предприятия, поэтому он подотчетен только самому себе. Он один может пользоваться благами успеха, но только на его долю достается и горечь неудачи.

Другой особенностью единоличного владения является простота. Предприятие с такой юридической формой организации просто создать. Зачастую предпринимателю достаточно прибить к двери табличку, оповещающую мир, что здесь проживает человек, занимающийся бизнесом для самого себя. Никакой закон не требует от предпринимателя регистрировать единоличное владение в государственных органах. Отсутствие сложных процедур объясняет, почему данная форма организации так привлекает независимо мыслящих предпринимателей, привыкших исходить из принципа "сделай все сам"

Еще одна привлекательная черта единоличного владения — низкие начальные расходы. Комиссионные юристу, скорее всего, будут небольшими, прежде всего потому, что предприниматель экономит на высокой стоимости регистрации своего предприятия. Но если предприниматель хочет дать название своему предприятию, отличающееся от его собственного имени, то помощь юриста необходима — тот должен найти подтверждение, что выбранное название не используется никаким другим предприятием конкретного штата.

Пример 7.2

Единоличное владение: некоторые достоинства и недостатки

Единоличные владения получают также определенные налоговые льготы, поскольку на первых порах новые предприятия, скорее всего, будут работать себе в убыток, прежде чем начнут получать прибыль. Налоговое законодательство разрешает единоличным владельцам отражать доходы и расходы предприятия как часть их личных финансовых средств. Владельцы могут уменьшать размер налога, вычитая любые операционные убытки из личного дохода, полученного от других источников.

Недостатки. Основной недостаток единоличного владения заключается в неограниченной ответственности. Предприниматель несет личную ответственность по всем долгам своего предприятия. Он обязан оплачивать счета предприятия из собственного кармана, если предприятие не обеспечивает достаточного притока наличных средств. В определенных пределах кредиторы имеют право через суд претендовать на сбережения, дом или личную собственность предпринимателя.

Отсутствие непрерывности деятельности является еще одним недостатком. С правовой точки зрения предприятие прекращает свое существование со смертью единоличного владельца. Оно может быть, конечно, реорганизовано вскоре после этого прискорбного события, если правопреемник к этому готов. Но душеприказчики или наследники зачастую вынуждены ликвидировать предприятие, поскольку не находится никого, кто мог бы обеспечить дальнейшее функционирование фирмы.

Еще один недостаток заключается в трудности мобилизации денежных средств. Единоличному владельцу, как правило, это удается сделать с большим трудом не только на начальном этапе, но и впоследствии, когда возникает необходимость в расширении. Коммерческие банки обычно отказывают в ссудах владельцам, которые являются единственной опорой своих предприятий. Банки опасаются, что в случае, если владелец станет недееспособным, погасить задолженность будет некому. Кроме того, единоличное владение ассоциируется в представлении банков с нестабильностью, поскольку многие предприниматели уделяют собственным предприятиям лишь часть своего времени и сил.