Управление малым бизнесомМестоположение предприятия
НЕОДИНАКОВОСТЬ ЗНАЧЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Местоположение предприятия в одних отраслях важнее, чем в других. Значение местоположения зависит от ряда особенностей предприятия, среди которых назовем следующие: потребитель едет за товаром на предприятие или предприниматель едет с товаром к потребителю; предприятие предлагает такой товар или такую услугу, которым нет конкурентно равных на определенной сбытовой территории; удобство для покупателей является основным фактором, на котором держится сбыт продукции предприятия.
Применительно к таким услугам, как бухгалтерский учет и консультирование по вопросам управления, выбор местоположения не имеет особого значения. Консультационное бюро по вопросам управления может располагаться и в нескольких десятках метров от потенциальных клиентов, и в часе езды на автомобиле. Ни расстояние, ни удобство расположения не влияют на способность такого бюро к привлечению новых клиентов, поскольку, как правило, консультант посещает клиентов, чтобы на месте решать их проблемы.
Выбор местоположения сравнительно малосуществен для предприятий, которые предлагают уникальные услуги, например по ремонту антикварной мебели. Потребители, как правило, готовы проехать многие мили ради того, чтобы отремонтировать или отреставрировать бесценную для них антикварную вещь. Единственное, что в данном случае важно, — наличие автомобильной дороги к предприятию.
На другом полюсе находятся отрасли, для которых местоположение предприятия означает расцвет или увядание. Очень важно, например, местоположение супермаркета — он должен располагаться в пределах пешей прогулки жителей ближайших кварталов или в пяти минутах езды для большей части жителей сбытовой территории и иметь большую стоянку. Кроме того, один супермаркет не должен находиться рядом с другим.
Значение изучения рынка для выбора местоположения предприятия
Как указывалось в гл. 6, изучение рынка относится к одному из важнейших направлений деятельности предпринимателя. Изучая рынок, предприниматель прежде всего собирает информацию, которая незаменима для выбора местоположения предприятия. Только посредством такого изучения предприниматель сможет осуществить выбор в том виде, в каком он представлен в примере 8.1, и определить для себя:
географический регион;
город в этом регионе;
район в этом городе;
конкретное место в этом районе.
Немногие предприниматели придерживаются логики процесса выбора местоположения. Вместо этого они позволяют личным предпочтениям предопределять решение о выборе места. Предприниматель, которому по душе теплая погода круглый год, может, к примеру, выбрать юго-западные или южные штаты. Другой, предпочитающий четко определенные четыре времени года, может остановить выбор на Новой Англии или Среднем Западе. Третий не готов вообще трогаться с места и хочет создать предприятие там, где родился и вырос. Личные предпочтения являются очень важным и требующим учета фактором, но предпринимателю не следует давать им волю в противовес результатам глубокого объективного изучения рынка.
Пример 8.1
Выбор местоположения предприятия
Изучение рынка, вероятно, наиболее существенный элемент маркетинговых усилий предпринимателя, поскольку таким путем он получает информацию о рынках, важную как до, так и после начала функционирования его предприятия. Откуда предприниматель берет информацию, необходимую для осуществления маркетингового исследования? Самые насыщенные источники такой информации — это федеральное правительство, торгово-промышленные ассоциации и торговые палаты.
Например, Бюро переписей США приводит характеристики населения по районам переписи для всех городов страны с населением свыше 50 тыс. человек. Численность населения в каждом таком районе составляет от 4 до 5 тыс. человек. Рассмотрим пример возможного использования этих данных для выбора предпринимателем местоположения своего предприятия.
Пример. В Такоме, шт. Вашингтон, предприниматель планирует создать предприятие по замене и ремонту калориферов. Он ограничил поиск места для предприятия двумя районами переписи (см . пример 8.2). Данные по этим районам приведены в примере 8.3. Какой из двух будет наилучшим для размещения предприятия?
Выбирать следует район 719.02, поскольку в нем больше калориферов, чем в районе 718.021. И следовательно, работы по замене и ремонту калориферов там будет больше.
Другим полезным источником информации служит "Обзор покупательной способности", ежегодно публикуемый журналом "Управление торговлей и маркетинг" В Обзоре приводятся данные по населению, доходам и определенным аспектам розничной торговли в крупнейших метропольных ареалах. Обзор обновляется ежегодно, поэтому он фактически является источником статистической информации о десятилетнем периоде, отделяющем одну общенациональную перепись населения от другой.
|