Управление малым бизнесомВыбор местоположения предприятия
Выбор местоположения предприятия обслуживания, оптовой или розничной торговли
Как указывалось выше, процесс выбора местоположения предприятия в каждом конкретном случае имеет свои особенности, поскольку привлекательность каждого продукта или каждой услуги индивидуальна. Например, выбор региона важнее для продажи одеял с электрообогревом или лыжного инвентаря, чем программного обеспечения или автомобилей.
Рассмотрим теперь процесс выбора местоположения предпринимателем, который хочет открыть аптеку. До принятия решения о местоположении предпринимателю следует ответить на перечисленные ниже вопросы. Процесс поиска ответов и будет в данном случае изучением рынка.
Пример 8.2
Районы переписи в Такоме, шт. Вашингтон
Вопросы относительно города
Растет ли город? Если растет, то насколько быстро? Какие части города растут быстрее всего?
Какова структура населения города по признакам возраста, доходов и рода деятельности?
Сколько аптек в настоящее время в городе? Где они находятся? Как идут у них дела?
Какова социальная атмосфера в городе? Прогрессивен ли город? Работают ли его жители над социальными проектами?
Каково качество городских школ, церквей, парков, состояние культуры?
Вопросы относительно района в городе
Что покупают потребители района в аптеке?
Пример 8.3
Данные по некоторым районам переписи Такомы, шт. Вашингтон
Каково население района? Растет ли оно? Являются ли жители района по преимуществу урожденными американцами или это иностранцы?
Как люди зарабатывают на жизнь? Кто преобладает — служащие, рабочие или пенсионеры?
Равномерна ли структура населения по возрастному признаку либо преобладают люди старшего, среднего возраста или молодежь?
Каков средний доход семьи? Какова средняя покупательная способность жителей района?
Сколько аптек расположено в районе? Насколько они процветают?
Вопросы по конкретному месту в районе
Благополучны ли соседние предприятия?
Насколько близко находится аптека?
Находится ли выбранное место в соседстве с хорошими домами?
Достаточна ли площадь стоянок вблизи выбранного места или неподалеку от него?
Можно ли доехать до выбранного места на автобусе?
Какие зональные требования придется выполнить?
Насколько долог для потребителей путь до аптеки?
Имеется ли поблизости постоянное пешеходное движение?
Каковая полезная площадь участка? Есть ли резервы для расширения предприятия?
Можно ли доставлять товары к задней двери?
Привлекают ли ближайшие магазины потребителей?
Приятно ли выбранное место, захотят ли потребители совершать здесь покупки?
Имеется ли разделительная линия на дороге, поскольку она может оказаться помехой для ряда потенциальных потребителей?
Выбор наилучшего места требует пристального внимания к мелочам. Предпринимателю следует сузить возможности выбора до нескольких наиболее приемлемых мест, после чего заняться сбором подробнейшей информации о каждом. Нижеследующий пример показывает, каким образом предприниматель ограничивает возможности выбора.
Пример. Предприниматель Паула Линн Берке подумывает об открытии магазина детской одежды в районе Далласа, шт. Техас, Берке предпочитает именно этот район, поскольку он обеспечит ей "продолжение образа жизни, который нравится" Она училась здесь в колледже, работала менеджером в местном универсальном магазине и страстно болеет за "Далласских ковбоев" В рамках составления бизнес-плана Берке должна решить, какой из пригородов обещает наивысшие шансы на успех.
Преподаватель по маркетингу, у которого училась Берке, предложил ей поискать нужные данные в "Обзоре покупательной способности" журнала "Управление торговлей и маркетинг" Поблагодарив преподавателя за совет, Берке пришла в местную библиотеку, сделала копию Обзора и изучила по нему информацию о пригородах Далласа. После этого она уменьшила число подходящих мест до трех (см. пример 8.4).
Из них наиболее привлекательным кажется Арлингтон. Население в нем моложе, чем в Коллине, хотя и не такое молодое, как в Дентоне, однако средний доход в Арлингтоне намного выше. Выбрав Арлингтон, Берке затем собрала данные по конкретным местам в районе, перспективы которых выглядят наиболее многообещающими.
|