История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Выбор местоположения промышленного предприятия

До сих пор мы рассматривали проблему размещения розничного магазина или предприятия сферы обслуживания. Процесс выбора местоположения промышленного предприятия сложнее и требует очень тщательного изучения рынка.

Выбирая оптимальное местоположение, предприниматель в данном случае пытается сбалансировать три фактора:

потенциальную выручку от реализации;

производственные затраты;

транспортные расходы.

Пример 8А

Данные, относящиеся к магазину детской одежды (пригороды Далласа)

Значение каждого из трех факторов варьирует в зависимости от сбытовой территории. Если, например, планируется продавать продукцию потребителям в ограниченном географическом регионе, то следует сводить к минимуму расходы по перевозке продукции потребителям и не обращать внимания на местоположение конкурентов.

Вопросы по поводу рынков и расходов не единственные, на которые должен найти ответы предприниматель. Необходимо учесть также следующие факторы:

Трудовые ресурсы. Имеются ли в составе трудовых ресурсов рабочие тех профессий, которые необходимы для продуктивной работы предприятия?

Размеры сообщества. Следует ли предпринимателю размещать предприятие вне метропольного ареала? Каков уровень жизни в регионе? Каково качество жизни?

Транспортная сеть. Существует ли ускоренный доступ на межштатную магистраль, которая позволит круглосуточно доставлять товары на рынки, удаленные от предприятия?

Требования по чистоте воды. Каковы допустимые уровни загрязнения воды, которые придется выдерживать предпринимателю?

Требования по чистоте воздуха. Какого рода оборудование потребуется установить для предотвращения недопустимого загрязнения воздуха?

Земля. Сколько потребуется земли не только для выпуска продукции, но также под автостоянку и оборудование для очистки воздуха? Следует ли предпринимателю купить больше земли, чем ему нужно сейчас, чтобы иметь резерв под будущее расширение, а также с учетом тенденции роста цен на землю?

Топливо и электроэнергия. Достаточны ли сейчас и в перспективе энергетические ресурсы?

Налоги. Какое воздействие налоги на местном и штатном уровнях окажут на производственные издержки?

Финансовые возможности. Будут ли правительство штата или местное сообщество оказывать финансовую помощь предприятию?

Перечень вопросов, несомненно, можно продолжить, но уже очевидна сложность выбора места под промышленное предприятие. Помочь предпринимателю могут консультанты, специализирующиеся на выборе места для предприятий, хотя их услуги стоят дорого. Нижеследующий пример показывает, каким образом может протекать процесс выбора местоположения.

Пример. Предприниматель Глен Майерс хочет построить небольшое предприятие по производству аммиака. В штате у него нет конкурентов. Инженер-химик и бывший начальник установки, Майерс уже поработал над некоторыми важнейшими проблемами.

Аммиак получают как продукт реакции природного газа с воздухом, поэтому для Майерса важно быть уверенным в достаточности поставок природного газа в перспективе. Компания по газоснабжению предоставила Майерсу соответствующие заверения.

Производство аммиака сопряжено с высокими давлением и температурой, поэтому Майерсу нужно было убедиться, что он сможет построить свой завод в данном штате. Отдел развития штата сообщил Майерсу, что он может построить завод, если тот будет расположен не ближе, чем в одной миле от ближайшего жилого дома. Это означает, что в случае взрыва жизнь граждан не подвергнется опасности.

Горячая вода и заводские стоки при прямом сбросе в водный бассейн будут загрязнять среду, поэтому Майерсу необходимо убедиться в том, что все загрязнители ему удастся нейтрализовать. Проектировщик уверил Майерса, что очистное оборудование, заложенное в проект, обеспечит необходимую нейтрализацию.

Майерс уже получил обещания от пяти производителей удобрений, что они будут покупать у него аммиак, если цена будет ниже, чем у конкурентов. Майерс уверен , что сможет победить в ценовой конкуренции своих соперников из других штатов. Производственные же издержки не зависят от местоположения предприятия. Главная забота Майерса состоит в том, чтобы разместить завод в таком месте, откуда стоимость перевозки аммиака до пяти производителей удобрений будет в совокупности минимальной.

Для поиска оптимального решения Майерс изучил географическую карту, показанную в примере 8.5, и установил, что эти пять предприятий расположены почти симметрично относительно центральной части штата. Решение проблемы выбора места становится очевидным. Майерс должен строить завод в месте, равноудаленном от пяти своих потребителей (пример 8.5). Для производства аммиака требуется много воды, поэтому завод Майерса должен находиться вблизи показанной на карте реки.

В данном примере Майерс выбирает место для своего предприятия путем анализа. В реальной жизни симметричное расположение рынков и покупателей — редкость, поэтому выбрать место таким способом удается не слишком часто. Предпринимателю нужно выполнять подробное исследование с определением привлекательности нескольких сходных мест, используя в качестве мерила прибыль на инвестированный капитал. Иначе говоря, определять, каким образом каждое место под предприятие влияет на потенциальную выручку от реализации, производственные и транспортные издержки. А также каким образом те или иные изменения сказываются на потенциальных прибылях.

Отметим неодинаковость процессов выбора места для промышленного предприятия и магазина или офиса. Важнейшее различие заключается в том, что для промышленного предприятия гораздо важнее выбор региона или сообщества, а не места в границах сообщества. Еще одно различие заключается в длительности воздействия последствий выбора места в первом случае по сравнению со вторым.

Пример 8.5

Местоположение завода по производству аммиака относительно его потребителей

Построив предприятие, предприниматель вынужден некоторое время выпускать определенный ассортимент продукции. Если место выбрано неудачно, то перебазирование предприятия может означать финансовый крах. Поэтому перед строительством предприятия обязательным является тщательное исследование.