История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Финансирование деятельности

Подобно многим произведениям искусства предприятие рождается на клочке бумаги. Начинающий предприниматель может сесть за стол и спроектировать небольшой завод, который будет выпускать электронные устройства, необходимые потребителям, но без денег намерения предпринимателя никогда не воплотятся в жизнь. Вот почему предпринимателю следует знать, каким образом оценить свою потребность в денежных средствах и каким образом их добыть.

Эта двойная задача притягивает предпринимателя, вероятно, сильнее любой другой, связанной с созданием нового предприятия. Причина может заключаться в привлекательности историй о том, как всего несколько тысяч долларов закладывали фундамент гигантских предприятий с многомиллионным оборотом. К примеру, компания "Эпл компьютер, инк." в 1976 г. начала свой путь наверх с 600 долл. в кассе.

Если же отбросить романтику, то финансирование нового предприятия становится для многих потенциальных бизнесменов источником головной боли. Зачастую начинающий предприниматель просто не знает, с чего начать, а если и знает, то подходит к делу необдуманно. Оказание помощи предпринимателю в решении этой проблемы является задачей данной главы.

Оценка потребности в денежных средствах

Прежде чем оценить потребность в денежных средствах, предприниматель должен знать, что именно он намеревается делать. К несчастью, многие этого не знают, потому что не составляют бизнес-планов. Однако в процессе составления плана предприниматель может тщательно продумать механизм запуска предприятия. Бизнес-план вынуждает предпринимателя придерживаться логики и систематичности при переходе от грез и голых идей к конкретным действиям. Именно конкретность бизнес-плана помогает предпринимателю определить свои финансовые потребности.

Основным звеном бизнес-плана является наличная смета, с помощью которой оперативные планы приобретают денежное измерение. Без наличной сметы предприниматель не может определить свои финансовые потребности. Смета имеет настолько большое значение, что немногие кредиторы или инвесторы отваживаются ссужать деньги без ее представления вместе с запросом предпринимателя относительно финансирования. В большей мере, чем что-либо еще, наличная смета позволяет им принимать рациональные решения по вопросу финансирования. Наличная смета, например, помогает банку получить ответы на следующие вопросы:

Сколько денег вам требуется?

Как вы потратите эти деньги?

Как скоро вы вернете долг?

Цена, которую приходится платить за отсутствие наличной сметы

Составление сметы сопряжено с многочисленными трудностями. Некоторые люди раскладывают свой еженедельный заработок на стопки, каждую из которых помещают в конверт с надписью "продукты", "одежда", "развлечения" и т.п. Федеральное правительство участвует в длительной процедуре дебатов и согласований бюджета в Конгрессе, привлекая к этому процессу президента. Многие крупные корпорации, составляя смету, действуют в соответствии с упорядоченной системой, отражающей ближайшие и долгосрочные цели.

Все они занимаются составлением бюджетов, или смет, т.е. финансовым планированием. Его широко практикуют частные лица, правительства и крупные компании, однако предприниматели занимаются этим мало. Одна из причин — неуверенность в своих знаниях. Многим предпринимателям кажется, что финансы — это удел Уолл-стрита.

Тем не менее заниматься финансами так же важно, как и производством или маркетингом, если предприниматель хочет, чтобы его предприятие выжило и развивалось. Если же цифры путают предпринимателя, он не в состоянии объективно оценить роль финансовых аспектов деятельности в эффективном функционировании предприятия.

Крупные компании располагают высококвалифицированными финансовыми экспертами, ориентирующимися во всех аспектах бизнеса. Предприниматель же предоставлен самому себе. Он — один. Как указывает "Бэнк оф Америка":

Многие предприниматели заранее считают, что язык финансов... который кажется им чрезмерно сухим, казенным и трудным, им недоступен. Они считают, что подобные "книжные премудрости" лучше оставить профессионалам.

При таком отношении неудивительно, что многие предприниматели с самого начала оказываются в трудном положении. И тем не менее они часто хулят за это инвесторов и кредиторов, а не себя. Предприниматель может сказать: "Если только я добуду 10 000 долл., то наверняка заставлю свои идеи работать" Неподготовленный предприниматель зачастую даже не пытается убедить потенциальных инвесторов и кредиторов в том, что ему нужны деньги. Однако фортуна благоволит только к грамотным предпринимателям. Брэнч Рики, бывший владелец старой компании "Бруклин дод-жерс", однажды сказал: "Удача — это полезный результат продуманного плана".