История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Составление наличной сметы

Мы познакомили читателя с составлением сметы в гл. 6. Давайте теперь рассмотрим подробно, как же составить наличную смету. До того, как приступить к этому делу, предприниматель должен составить оперативные планы, определить цели в связи с производственным, маркетинговым, кадровым, бухгалтерским и правовым аспектами. Заметим, что речь идет обо всех основных компонентах бизнес-плана.

До начала трансформации всех перечисленных аспектов в цифры давайте остановимся на двух ограничениях в связи с составлением сметы.

Любая смета зависит от оценки будущих событий. Никто не в силах точно предсказать, что нас ждет впереди, поэтому, увы, смета — не более чем оценка. По этой причине предпринимателю следует как можно тщательнее составлять оперативные планы, не забывая о факторе их осуществимости.

В смете невозможно учесть воздействие нематериальных факторов или непредсказуемых событий. Она не может отразить потенциальные умение и способности предпринимателя, эффект групповой работы и морального духа работников. Смета имеет дело только с такими будущими событиями, которые имеют денежное измерение.

Но, как ни крути, смета — это замечательное изобретение людей. Она позволяет выразить будущее с помощью одного финансового документа, изложенного на языке, который понятен инвесторам и кредиторам. Посмотрим теперь, каким образом оперативные планы можно преобразовать в наличную смету.

Пример. Предприниматель, который планирует открыть магазин по продаже мебели для дома, выполнил оценку выручки от реализации на первые три года работы (см . пример 9.1).

Этот прогноз вытекает из плана маркетинга, являющегося частью бизнес-плана. Несмотря на приблизительность, прогноз выручки от реализации является наиболее важной единичной оценкой, которую может сделать предприниматель, поскольку она является основой почти всех других оценок. Например, магазину с ежегодной выручкой от реализации в размере 2 млн.д олл., а не 400 тыс.долл. может потребоваться в 5 раз больше продавцов, в 4 раза — торговых площадей, в 3 раза — запасов.

Спрогнозировав выручку, предприниматель затем оценивает стоимость основных и оборотных средств, которые потребуются для обеспечения запланированного поступления наличности.

Прежде чем углубиться в рассмотрение нашего примера, опишем, что такое основные и оборотные средства, и определим разницу между ними.

Основные средства. Основными средствами называются ресурсы, которые предприниматель может с выгодой для себя использовать более одного года. Примером служит здание, купленное за 150 000 долл. Ее-

"Хоум ферни-шингс опор, инк.": прогноз выручки от реализации (в долл.) ли предприниматель рассчитывает, что здание прослужит ему 25 лет, значит, он получил помещение для работы, которое обходится ему всего в 6000 долл. в год. К другим примерам основных средств относятся станки, земля, грузовики, столы и даже пепельницы.

Пример 9.2

"Хоум фернишингс стор, инк. ": наличная смета для оценки потребности в денежных средствах (в долл.)

Эти ресурсы предприниматель может увидеть и потрогать, однако основные средства могут быть и нематериальными. К примеру, изобретатель может за 80 000 долл. продать предпринимателю право на использование патента на новое устройство, предотвращающее загрязнение окружающей среды. Предприниматель может рассчитывать на получение определенных выгод от обладания таким правом в течение ближайших 10 лет. Это право невозможно увидеть или потрогать, но оно относится к категории основных средств и будет работать на благо предприятия предпринимателя более одного года. К другим примерам подобного рода относятся лицензии.

Оборотные средства. В отличие от основных оборотные средства являются ресурсами, выгоды от использования которых можно иметь в течение срока, не превышающего одного года. Как правило, к оборотным средствам относят кассу, счета дебиторов и запасы. Счета дебиторов — счета должников-потребителей, которые покупают в кредит, — представляют собой оборотные средства, поскольку предприниматель может надеяться на их оплату в ближайшее время. Подобным образом к оборотным средствам относятся и запасы, поскольку предприниматель, как правило, рассчитывает возместить средства, вложенные в запасы, продав их в ближайшее время, т.е. вскоре после закупки у поставщика. Вернемся теперь к исходному примеру.

а Э та величина получена умножением выручки следующего месяца на 60% (60% х 10 000 долл. выручки за второй месяц = 6000 долл., составляющие расходы на закупку товара в первом месяце).

6И сходя из предположения, согласно которому выручка от реализации составит 30 000 долл. в тринадцатом

месяце после открытия магазина.

в Величина округлена до ближайшей 1000 долл.

Построить одноэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 5000 кв. футов для показа и хранения товара; расходы в нулевой год составляют 150 000 долл.

Поддерживать запасы мебели на уровне, вдвое превышающем ежемесячный объем выручки от реализации; закупать товар ежемесячно в количестве, достаточном для компенсации объема продаж следующего месяца. Предприниматель планирует полностью расплачиваться за поставки в месяц приобретения запасов; расходы в нулевом году — 36 000 долл.

Покрыть асфальтом автостоянку вблизи магазина; расходы в нулевом году — 16 000 долл.

Предоставлять кредит покупателям. Предприниматель предполагает, что все продажи будут совершаться в кредит, а покупатели будут в среднем расплачиваться в течение месяца со дня покупки. Один месяц — это средний по отрасли период погашения покупательской задолженности.)

Купить торговое и офисное оборудование и полутонный грузовой автомобиль для доставки мебели покупателям; расходы в нулевом году — 26 000 долл.

С помощью юриста зарегистрировать предприятие; расходы — 2000 долл.

С помощью бухгалтера разработать систему учета; расходы — 1000 долл.

Купить трехлетний страховой полис с предоплатой; расходы — 6000 долл.

Купить лицензии города, округа и штата; расходы — 1000 долл.

Устроить торжественное открытие магазина; расходы — 2000 долл.

Теперь предприниматель объединяет перечисленные расходы в три группы — основные средства, оборотные средства и прочие активы, с тем чтобы определить общую стоимость активов в нулевом году.

Предприниматель может не строить здание под магазин, а арендовать его вместе с автостоянкой; в результате стоимость активов снизится с 240 000 до 74 000 долл. В случае аренды предпринимателю, возможно, придется внести арендную плату за один-два месяца вперед.

До сих пор предприниматель определял расходы только на создание предприятия. Теперь нужно сделать следующий шаг и оценить, сколько ему понадобится денег на работу предприятия в течение первого года с делением по месяцам.

Заметим, что величина ежемесячных расходов едва ли изменится с ростом выручки от реализации. Иначе говоря, даже если выручка за первый год работы окажется вдвое больше ожидаемой суммы в 240 000 долл., указанные расходы не должны значительно превысить 6400 долл. Единственной составляющей, которая, скорее всего, заметно возрастет, должна стать заработная плата работников с неполным рабочим днем, поскольку с ростом объема продаж предпринимателю, возможно, придется нанять нескольких торговых агентов для обслуживания покупателей.

К указанным расходам предприниматель должен добавить закупочную стоимость реализованной мебели. Эта стоимость, о чем говорилось выше, будет изменяться в зависимости от выручки. Если исходить из 40%-го коэффициента прибыльности, то предприниматель должен получать 40 долл. валовой прибыли на каждые 100 долл. выручки от продажи мебели:

"Хоум фернишингс стор, инк. ": балансы на начало и конец первого года работы предприятия (в долл.)

100 долл. — уплачиваемые предпринимателю покупателями (выручка); 60 долл. — уплачиваемые предпринимателем поставщику (себестоимость реализованных товаров); 40 долл. — идущие на покрытие всех других расходов и формирование прибыли (валовая прибыль).

В оценке прибыли от продажи товаров, а также соответствующих издержек предпринимателю помогут средние соотношения различных показателей, разработанные практически для каждого сектора экономики. К числу организаций, предлагающих соответствующую информацию, относятся торгово-промышленные ассоциации и компания "Дан энд Брэдстрит"

Собрав все данные по затратам, предприниматель может теперь составить проект наличной сметы на первый год. Один из методов составления такого проекта представлен в примере 9.2. Отметим, что смета позволяет выявить:

перспективы поступления и расходования наличности;

сумму, необходимую для финансирования деятельности предприятия;

остаток кассы на конец каждого месяца.

Согласно примеру 9.2 предпринимателю понадобится 262 800 долл., если все пойдет, как запланировано. Так бывает редко, поэтому предприниматель увеличивает эту сумму на 10%, чтобы иметь резерв для сглаживания неравномерности по -

Пример 9.4

"Хоум ферни-шингс стору инк.": отчет о прибылях и убытках за первый год работы магазина (в долл.)

ступления денежных средств на предприятие и их расходования, а также для оплаты непредвиденных счетов. Округлив результат, предприниматель получает сумму в 290 000 долл. Эти средства ему необходимо мобилизовать для открытия своего дела.

Помимо наличной сметы, предприниматель должен составить балансы на начало и конец года, а также отчет о прибылях и убытках. Эти документы представлены в примерах 9.3 и 9.4. Отметим, что почти все цифровые данные взяты из наличной сметы, а также то, что в бухгалтерских балансах заложено намерение предпринимателя финансировать приобретение активов за счет продажи обыкновенных акций. Такой замысел нереалистичен. Вкратце мы рассмотрим далее более реалистичные способы финансирования деятельности новых предприятий. Заметим также, что согласно отчету о прибылях и убытках предприятие окажется прибыльным уже в первый год своего функционирования.