История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Акционерный капитал в сравнении с заемным

Определив потребность в денежных средствах для финансирования предприятия, предприниматель теперь должен решить, какая доля средств поступит от инвесторов как собственный капитал компании, а какая — от кредиторов как заемный капитал.

Отношение величины заемного капитала к величине собственного капитала является противоречивым показателем. С одной стороны, коммерческие банки, как правило, рекомендуют, чтобы предприниматель и инвесторы на каждый заемный доллар вкладывали один доллар собственных средств. С другой стороны, некоторые предприниматели предпочитают вкладывать как можно меньше своих денег и тем не менее сохранять за собой 100%-й контроль над компанией.

Такое расхождение мнений объясняется тем, что банкиры не любят риска. Используя деньги вкладчиков, они ведут себя как рантье, а не как рисковые спекулянты. Поэтому предпочитают отказывать в кредитах предприятиям, располагающим малыми инвестированными средствами, считая, что только эти средства защитят банк в случае неблагоприятного развития событий. Когда предприятие несет убытки, первый удар приходится как раз по средствам инвесторов, поэтому чем значительнее эти средства, тем выше вероятность возврата банком своих денег.

Предприниматели же — это рисковые люди. Многие, если понадобится, готовы истратить на дело все свои сбережения. Некоторые пытаются продавать доли в предприятии инвесторам. Поступая таким образом, они могут мобилизовать необходимые средства, снизить риск потери собственных сбережений и в то же время сохранить контроль над предприятием.

Пример. В рассмотренном выше примере предпринимателю требуется для финансирования своего предприятия 290 000 долл., а его собственные сбережения составляют всего 40 000 долл. Он решает выпустить 4000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 20 долл.

Он сам покупает 2000 акций по 20 долл. за штуку, а затем убеждает друзей купить оставшиеся 2000 по 80 долл. за штуку, что дает в сумме 200 000 долл. Следовательно, друзья предпринимателя считают перспективы предприятия настолько многообещающими, что готовы уплатить надбавку за каждую акцию в размере 60 долл.

Остальные 90 000 долл. предприниматель без труда получит в коммерческом банке. При наличии 200 000 долл., являющихся средствами инвесторов, практически любой банк будет готов предоставить кредит в размере 90 000 долл. Сумма в 200 000 долл. составляет почти 70% необходимых для финансирования средств, а банки, как правило, бывают вполне удовлетворены, если доля акционерного капитала в совокупном капитале предприятия составляет 50%.

Данный пример показывает, как можно начать свое дело, ничего не имея за душой. Располагая всего 40 000 долл., предприниматель сумел мобилизовать 290 000 долл. и сохранить за собой 50% акций, т.е. почти полный контроль над предприятием. Существуют и другие возможности.

Пример. "Какого рода предприятие вы хотите создать? Завод по производству специальных химикатов? С нуля? Очень интересно"

Именно так реагировали более 100 бухгалтеров, юристов, банкиров и друзей, к которым Мардж Эштон обращалась с просьбой о финансировании ее предприятия. Ничуть не обескураженная этим, она продолжала стучаться в разные двери, не думая о том, доставит или не доставит хозяевам радость своим приходом.

Пример 9.5

"Эштон корпорейшн ": баланс на начало года (в долл.)

Настойчивость Эштон была, в конце концов, вознаграждена. По совету знакомого предпринимателя она, заплатив из собственного кармана за обучение, поступила на четырехмесячные курсы по составлению бизнес-планов, где преподавали два специалиста по управлению предприятиями. Ее бизнес-план оказался настолько хорошим, что завоевал первое место на конкурсе, который финансировала местная торговая палата. На другой день в деловом разделе местной газеты появились фотография Эштон и статья, в которой приветствовались ее победа и желание добиться финансирования своей мечты.

Бизнес-план Эштон был высоко оценен и местными деловыми людьми. Несколько частных инвесторов предложили Эштон помощь в финансировании. В целом она оценила потребности своего предприятия на первый год работы в 300 000 долл. Собственных денег у нее не было, поэтому она решила:

оставить себе 50% обыкновенных акций, чтобы "вознаградить себя за пуск предприятия и удачное начало дела";

остальные 50% акций продать инвесторам.

Мобилизовав таким путем в общей сложности 300 000 долл., Эштон поняла, что ей не хватает еще 80 000 долл., и она получила их в банке под гарантийные подписи своих инвесторов. Баланс ее предприятия на начало первого года приведен в примере 9.5.

Таким образом, не потратив ни гроша из собственных средств и инвестировав в предприятие только свои идеи и энергию, Эштон создала предприятие по производству специальных химикатов, в котором располагает 50%-м пакетом акций.

Предпринимателю, как правило, гораздо безопаснее финансировать новое предприятие преимущественно из средств инвесторов, а не кредиторов.

Под деньги кредиторов приходится давать определенное обещание о возврате заимствованной суммы. Практически любой кредит необходимо погашать по определенному графику и выплачивать не только основную сумму, но и проценты, как правило, ежемесячно. Неспособность выполнить эти двойные обязательства может обусловить банкротство предприятия.

Деньги же инвесторов не связывают предпринимателя обещанием о возмещении. Инвесторы покупают акции на свой страх и риск. Позднее, даже если они захотят продать свои акции, то не смогут заставить предпринимателя выкупить их обратно. Инвесторы самостоятельно находят тех, кто готов купить их акции.

Они также не всегда имеют право получать прибыль на свои инвестиции, по крайней мере до тех пор, пока предприятие не начнет приносить прибыль и объявлять о выплате дивидендов.

Отсутствие жестко сформулированного финансового обязательства делает деньги инвесторов привлекательными для предпринимателя. Однако некоторые предприниматели предпочитают обходиться вообще без средств инвесторов и вкладывать в предприятие только свои деньги. Таким предпринимателем был Х.Л.Хант:

"Когда Хант умер [в 1974 г.] в возрасте 85 лет, его личное состояние достигало 2 млрд. долл., что ставит его вместе с Дж. Полом Гетти и Говардом Хьюзом в ряд богатейших людей мира. Точная величина состояния Ханта неизвестна, поскольку он никогда не вкладывал денег ни во что, чем не мог владеть полностью, и никогда не допускал никаких сторонних акционеров в предприятия, которые контролировал".

В отличие от Х.Л.Ханта некоторые предприниматели, желающие иметь 100%-й контроль над своими предприятиями, стараются вложить в предприятие как можно меньше собственных и как можно больше заемных средств. Они обычно не желают отвечать ни перед кем, кроме себя. Но они могут заблуждаться. Свободу действий предпринимателя не хуже инвесторов могут ограничить кредиторы. Что же касается последних , то, если предприниматель оказывается не в состоянии платить по счетам или погашать кредиты, кредиторы могут угрожать взятием предприятия под свой контроль и управление.