Реклама: принципы и практика. Часть 4 ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Потребительское продвижение товаров направлено на конечного пользователя товара или услуги. Основная его задача — «предварительно обработать» потреби теля так, чтобы человек, входящий в магазин, уже искал определенную торговую марку. Чаще всего за продвижение товаров потребителям несет ответственность менеджер марки вместе с сотрудником, планирующим рекламную кампанию, реклам ным отделом или агентством продвижения товаров.
Основные преимущества продвижения товаров потребителям заключаются в их многообразии и гибкости. Существует множество методов продвижения, которые эффективно сочетаются друг с другом. А гибкость означает, что продвижение товаров может быть использовано любыми категориями компа ний.
Распродажа
Временное снижение цены товара называется распродажей. Распродажа широко используется, чтобы стимули ровать покупку нового товара «на пробу» или убедить нынешних потребителей покупать больше и чаще. Она эффективна лишь в том случае, когда цена является важным фактором при выборе торговой марки или если потребители не являются приверженцами тор говой марки.
Существуют два типа потребительских распродаж: денежные скидки и скидки за упаковку. Денежные скидки — это снижение обычной цены товара или услуги (например, «было $ 1000, теперь $ 500» или «скидка 50 %»). О денежных скидках может быть объявлено непосредственно в местах продажи или с помощью рекла мы. Объявления о скидке в месте продажи включают надпись на самой упаковке и рядом с товаром или еще где-либо в магазине. Реклама включает рассылку реклам ных листовок, объявления в газетах, по телевидению и радио. Оба вида денежных
скидок могут быть объявлены производителем, оптовым или розничным продавцом {рис. 18.4).
Скидки за упаковку — это дополнительный товар за ту же цену; предоставля ется в двух видах: упаковки-премии и объединенные упаковки. Упаковки-пре мии содержат дополнительное бесплатное количество товара, когда стандартная упаковка покупается по обычной цене. Например, Purina Dog Food предлагает в упаковке на 25 % больше корма для собак. Этот способ часто используется для представления новой, более крупной упаковки товара. Когда одна или больше единиц товара продается по сниженной цене, предлагается объединенная упаков ка. Иногда товары физически связаны вместе. В течение многих лет Pillsbury Company объединяет вместе три жестяные коробки с печеньем. Очень часто таким образом предлагается мыло. В большинстве случаев товары просто прода ются по две, три, пять и более единиц.
Купоны
Официальные сертификаты, предлагае мые производителями и розничными магазинами, которые гарантируют оп ределенную экономию при покупке оп ределенного товара в определенном розничном магазине. Основное пре имущество купонов заключается в том, что они позволяют рекламодателю снижать цену без специальной договоренности с розничным магазином. В 1995 г. было распространено более 325 млрд купонов.
Однако у купонов есть и несколько недостатков. Первый — короткий срок действия и незначительность скидок, из-за чего многие потребители просто не предъявляют купоны.
Другой недостаток — рост составляющих стоимости купона, особенно расхо дов на почтовые услуги и распространение. Некоторые составляющие стоимос ти могут быть снижены за счет технологий. Совершенствование баз данных будет способствовать более целенаправленной рассылке купонов, при котором потребители не будут засыпаны ненужными купонами. Новым шагом является внедрение безбумажных купонов: розничный магазин и производитель догова риваются о продвижении товара с помощью предоставления скидок самым частым покупателям. Скидка предоставляется всем потребителям, которые покупа ют товар и предъявляют для сканирования на кассе свои покупательские карточки.
Купоны производителей могут распространяться по почте; через СМИ (объявле ния в газетах и журналах, свободные вставки); через розничные магазины, которым производители платят за то, что они принимают их купоны.
>
Хороший конкурс или лотерея могут оживить медленную реализацию, создать привлекательность товара в глазах дилеров и торговых агентов, стать темой для рекламы, вызвать интерес к рядовым товарам.
Возмещения
Говоря попросту, возмещение — это предложение компании вернуть определен ную сумму денег потребителю, который покупает товар. Большинство предложений о возмещении побуждают совершить покупку. Подробности таких предложе нии обычно содержатся в прямой почтовой рекламе или в печатных СМИ.
Общую информацию могут сообщить
с помощью телевидения и радио. Воз мещения являются привлекательными, потому что они стимулируют продажи без высоких издержек и потраченных впустую средств, связанных с использованием купонов. Залог успеха состоит в том, чтобы сделать возмещение простым и с наименьшим числом ограничений. Возмещение может принять форму «денежная скидка плюс купон» на приобрете ние того же товара или других товаров компании с небольшой скидкой или «*>дин купон» на большую скидку.
Предложения премий
Премия — это овеществленная награ да, полученная за выполнение определенного действия, обычно за приобре тение товара или посещение места продажи. Игрушка в Cracker Jacks , стаканчик в коробке со стиральным порошком и радиоприемник, подаренный за просмотр недвижимости, являются примерами премий. Премии обычно бесплатны. Если нет, то цена обычно невы сока.
Прямые премии. Существует два общих вида премий: прямая и почтовая. Прямые премии предоставляют немедленный стимул во время покупки. Суще ствуют четыре вида прямых премий:
1. Премии магазинов — выдаются потребителю в розничном магазине.
2. Премии внутри упаковки — помещаются в упаковку на фабрике.
3. Премии на упаковке — помещаются с внешней стороны упаковки на фаб рике.
А. Премии-упаковки — сами упаковки являются премией.
Производители готовых к употреблению хлебных злаков чаще всех использу ют премии внутри упаковки. В 1996 г. Kellogg распространила миллионы «специ альных премий к годовщине» внутри упаковок Corn Flakes , Rice Krispies и Froot Loops , чтобы отметить 90-летие компании. Коробки предлагали потребителям па мятные сувенирные грузовички, кухонные принадлежности и другие вещички для коллекций. Кроме этого, Special К, продукт Kellogg , вместе с Reebok и Polygram предложил специальный выпуск упражнений Reebok Versa Training на видеокассете.
Почтовые премии. Напротив, почтовые премии требуют от потребителя вы полнить определенное действие перед получением премии. Первым видом почто вой премии являлась компенсация. Для получения такой премии требуется под тверждение покупки и некоторая оплата, сумма которой покрывает стоимость товара-компенсации и расходов по доставке. Больше всех использует компенса ции пищевая промышленность.
Например, Country Pride Fresh Chicken предлагает передник в обмен на доказательство приобретения их товара. План купонов является вторым видом почтовой премии. Он требует, чтобы потребитель сохранял купоны или специальные этикетки, прикрепленные к товару, которые впоследствии можно обме нять на товар. Этот вид премии используется производителями сигарет и сал феток.
Последний вид почтовой премии — это бесплатная почтовая премия. В этом случае потребитель отправляет рекламодателю заявку на товар и подтверждение покупки. Например, Procter & Gamble предлагал скидку на пуховое одеяло после предоставления доказательства покупки туалетной бумаги White Cloud .
Преимуществом премий является их способность усиливать рекламную кампа нию или имидж торговой марки. Лучшими примерами этой стратегии являются общеизвестные символы торговых марок или компаний: тунец Чарли, тигр Тони, Рональд МакДональд и пончик Пиллсбери.
Реклама с помощью специальных товаров
Реклама с помощью специальных товаров похожа на премии, за исключением того, что потребителю ничего не нужно покупать, чтобы получить специальный товар. На этих товарах обычно напечатана реклама. Некоторые специальные товары выбрасываются в конце года (календарь, висящий на стене в кухне), другими можно пользоваться постоянно (карандаши, ручки и органайзеры). Другие товары хорошо воздействуют, потому что они являются новинками, привлекающими внимание. В эту категорию попадают воздушные шары, пакеты для мусора, веера и сумки.
Идеальным специальным товаром является вещь, которую может увидеть множество людей — календарь или стаканчик под карандаши, демонстрирую щие название компании. Самое примечательное, что стоимость рекламы с помо щью специальных товаров часто достаточно высока, особенно по сравнению с их действительной стоимостью. Бейсбольные кепки с названием компании на них могут стоить $11.
15 тыс. специальных товаров, производимых компаниями дополнительно, ис пользуются для различных маркетинговых целей: благодарность потребителям, усиление положения существующих товаров или услуг, увеличение продаж тор говых марок-лидеров. Реклама с помощью специальных товаров обладает мно жеством преимуществ, но у нее также есть и недостатки.
Некоторые люди подвергают сомнению ценность рекламы с помощью спе циальных товаров. Результаты исследования, проведенного «Ассоциацией рекламы с помощью специальных товаров великого Нью-Йорка», однако, предпо лагают обратное: 1) 83% потребителей используют такие товары, 2) 94 % ценят факт получения товаров, 3) 94 % положительно относятся к рекламода телю 13.
Программы продолжения Программа продолжения требует от потребителя продолжать приобретение товара, чтобы получить вознагражде ние. Цель любого вида программы про должения — привязать потребителей к организации с помощью наград за их приверженность. Как правило, чем больше совершается покупок, тем больше вознаграждение. Клубы постоянных пассажиров, организуемые авиакомпаниями, яв ляются моделью современной программы продолжения. Они предлагают множе ство наград, включая места в первом классе, бесплатные билеты и премии в зависимости от количества миль, которые «налетали» пассажиры. Программы продолжения работают при высокой конкуренции, когда потребителю трудно по нять реальные отличия между торговыми марками.
Большинство программ продолжения рассчитаны на долгосрочный период, они представляют собой программы получения очков в качестве стимула, когда чем больше денег потребитель тратит в компании продавца, тем большее вознагражде ние он получает.
Например, потребители, которые тратят более $ 200 в месяц на услуги AT & T Business International Distance Service , могут получить скидки или бесплатные услуги AT & Г и ее партнеров по программе. Программа постоянно пересматрива ется и улучшается, партнеры меняются с изменением потребностей клиентов AT & T . В настоящее время вознаграждения программы состоят из 10 % бесплат ных уроков в Школе бизнеса AT & Т, скидок на авиаперелеты на самолетах компании Delta Airlines , проживания в Sheraton Hotels , аренды автомобилей в Avis и услуг бизнес-служб HQ Business Centers n .
Образцы
Использование потребителем бесплатно го товара или услуги называется предо ставлением образцов. Это очень эф фективная стратегия для выхода на рынок с новым или модифицированным товаром или для смены товара-лидера на рынке. Для достижения успеха товар должен продемонстрировать свои лучшие качества даже неопытному пользователю.
Образцы могут распространяться среди потребителей несколькими способами. Наиболее часто применяемый метод — с помощью почты. Альтернативный спо соб — нанять специализированные компании по доставке товаров на дом. Рекламодатели могут разработать пе чатную рекламу с купонами для получения бесплатных образцов, положить образцы в специальные упаковки или распространять их в магазинах. На
рис. 18.5 Sampling Corporation of America предлагает программу распростране ния образцов.
Quaker Oats показала интересный пример распространения образцов. В Чикаго груп пы распространения выходили на улицу во время утреннего часа пик, раздавая бесплатные овсяные хлопья Quaker Oat Cups людям рядом с деловыми здания ми и остановками транспорта. Так как продукт был уже разбавлен водой, люди могли просто поставить упаковку в микроволновую печь в офисе, чтобы попро бовать горячую овсяную кашу на завтрак ,2.
В целом, продавцы и производители считают, что распространение образцов может увеличить объем продаж в 5-10 раз во время демонстрации товара и на 10-15 % после нее. Образцы работают наиболее эффективно, когда вместе с
>
ними распространяются купоны на товар. Большинству потребителей нравится получать образцы, потому что они в любом случае не теряют деньги 13.
Target Marketing провела исследование с целью определить наилучший спо соб распространения образцов. Было опрошено более 2-х тыс. потребителей в 13 американских городах. Результат показывает, что распространение образцов является сильной стратегией продвижения для увеличения продаж, роста ры ночной доли и создания образа товара-лидера.
Также обнаружено следующее: 1) девять из десяти потребителей предпочтут бесплатный образец купону на товар, который они не пробовали; 2) двое из трех респондентов хотели бы получить образец в руки, а не по почте; 3) более двух третей потребителей использовали бы врученные им образцы с большей вероятностью, чем образцы, присланные по почте; 4) девять из десяти респон дентов сказали, что если им понравится образец, то они предпочтут покупать эту торговую марку |4.
Спонсорство
Роль спонсорства в маркетинговой коммуникации несколько туманна. Спон сорство охватывает несколько видов деятельности — искусство, спорт, развлечения, фестивали, ярмарки и ежегодные мероприятия. Во многих случаях за спонсорскую деятельность отвечает менеджер по связям с общественностью. В других случаях это может быть деятельность по продвижению товаров. Кроме того, в последнее десятилетие появился термин «маркетинг мероп риятия». В таких компаниях, как Reebok , есть должность директора по маркетингу мероприятий.
Когда компания спонсирует спортивные, благотворительные мероприятия или концерты из собственных средств, она тем самым пытается повысить ценность своих товаров, воспринимаемую потребителем. IBM , General Motors и Sony потратили миллионы долларов, став официальными спонсорами летних Олим пийских игр 1996 г. Lipton Tea спонсирует турниры по гольфу, Texaco — автомобильные гонки, Siuemens —международные чемпионаты по теннису сре ди мужчин.
Корпорации считают, что спонсорство крупных мероприятий, таких как Олим пийские игры, профессиональных команд и лиг не является достаточным для поддержки маркетинговых усилий. Джим Эндрюс, представитель IEG Sponsorship Report , отмечает, что значение спонсорства гораздо сильнее на мес тном уровне: «Потребитель смотрит дома телевизор, видит Coca - Cola в каче стве официального спонсора, и это совершенно его не волнует. Но если компа ния спонсирует реабилитационную клинику для хоккеистов в его районе, это уже кое-что. По крайней мере, его ребенок сможет пойти поглазеть на извест ных спортсменов».
|